ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЛУЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Толмачёвская средняя общеобразовательная школа»

 

 

«Согласовано»

зам. директора по УВР

___________Ю.И.Шевцов

«31»августа 2011 г.

 

«Утверждаю»

директор МОУ «Толмачевская

средняя школа»

___________ Т.П.Яркова

«____»__________ 2011

Приказ № 86

от 31.08.2011 г

 

 

Рассмотрена на заседании РМО

протокол    _____________

от  “____”  августа 2011 г.             Руководитель МО

__________________(Е. Р. Осипова)

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая учебная программа

по технологии

«Школьное лесничество»

 

 

 

 

Разработала:

 учитель химии и биологии

Шевцова Юлия Игоревна

 

 

 

 

 

п. Толмачево

2011 год

 

 

Пояснительная записка

 

Возраст учащихся 11 – 14 (5 – 7 классы).

Программа рассчитана на 70/35 часов в неделю. Работать по программе можно один год по 2 часа в неделю или два года по 1 часу в неделю.

 

1.Общественный запрос на программу «Школьное лесничество».

Гармония в природе является священной. Воспитательно-образовательный процесс школы связан с добрыми традициями своей народности, главными особенностями которых являются такие общечеловеческие ценности как бережное отношение к природному достоянию своей родной земли. Природа выступает как источник доброты, красоты, любви и уважения ко всему окружающему на земле. В настоящий период назрела необходимость в системном, специальном рассмотрении обширной проблематики, связанной с охраной окружающей среды своей местности, в рамках программы «Школьное лесничество».

Основная идея создания школьного лесничества исходит из запросов обучающихся и их родителей. В нашей школе и селе сформировалось устойчивое мнение о необходимости функционального и эффективного движения юных лесоводов.

Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Под влиянием этого человечество вынуждено отбросить вековой императив покорения природы, следование которому привело к загрязнению окружающей среды, истощению природных ресурсов и ясно обозначило угрозу надвигающегося глобального экологического кризиса. Решение проблем, возникающих в системе «человек–природа», требует нового мировоззрения, призванного противостоять технократическим стереотипам. Подобное мировоззрение, как правило, формируется в условиях приоритета естественных наук в образовании на различных его уровнях.

Существует мнение, что современное общество представляет собой две достаточно автономные субкультуры – то есть людей преимущественно технического или гуманитарного склада мышления. Обучение и воспитание тех и других осуществляется обычно в одних дошкольных и школьных учебных заведениях, поэтому экологическое образование и просвещение должно начинаться как можно раньше и представлять собой синтез гуманитарной, естественнонаучной и технической составляющих.

          В соответствии с этим, предлагаемая программа включает знания из области философии, математического анализа, биологии, химии, экологии и т.д. При создании программы и методических материалов использовались традиционные методики, авторские разработки, а также опыт и ценные рекомендации специалистов в различных областях знаний.

 

Цель и задачи программы

Цель: воспитать чувство единства с природой, привить любовь к родному краю, научить бережному отношению к “зеленому другу”.

Задачи:

·                      укрепление и расширение знаний об основах охраны природы, ООПТ.

·                      развитие навыков практической работы по охране и защите леса: посадка и посев леса, сбор лекарственного сырья, умение вести наблюдения, описания леса;

·                      осмысление связи между деятельностью человека и природой, выработка собственного нравственного отношения к окружающему миру, стремление улучшить его.

Школьное лесничество работает с целью воспитания бережного отношения учащихся к природе, ко всему живому на Земле. Решается главная педагогическая задача – экологическое воспитание школьников, подготовка к сознательному выбору профессии.

В результате работы по данной программе учащиеся нашей школы должны научиться определять растительные элементы леса, хвойные и лиственные породы по морфологическим признакам, тип почвы по механическому составу, определять птиц в лесу по голосам, проводить отчистку леса от валежника и захламленностей, соблюдать безопасность труда при работе, развешивать гнездовья и кормушки, определять вредителей и болезни леса.

 

Задачи работы школьного лесничества:

1.Ознакомить с комплексом по уходу и восстановлению леса.

2.Формировать и развивать умения планирования и организации экспериментальных исследований.

3.Показать учащимся важность научных принципов пользования лесными ресурсами.

4.Воспитывать у учащихся сознательную ответственность за установление гармоничного взаимодействия между природой

и обществом, за реализацию себя как личности и индивидуальности.

Области применения программы:

программа школьного лесничества рассчитана на реализацию в образовательной программе и во внеклассной и внешкольной работе учебно-производственного плана, включающего в себя организационно-технические мероприятия, образовательную и опытническую работу, производственную деятельность на основе совместной коллективной деятельности школы и лесничества.

Можно в разделе «Технология» ввести работу по программе школьного лесничества.

2.Учебно-производственный план школьного лесничества

Организационно – технические мероприятия:

Выделить помещения для работы школьного лесничества для проведения теоретических и практических занятий.

Издать приказ о выделении педагога – воспитателя и специалиста лесхоза, ответственных за работу школьного лесничества.

Издать приказ о возложении на соответствующих специалистов лесхоза, проводить с членами школьного лесничества обучение по охране труда: вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, повторный инструктаж не реже 1 раза в квартал в его первой декаде и ежегодно курсовое обучение (члены школьного лесничества допускаются к работе после проверки их знаний требований охраны труда).

Образовательная работа:

Разработать и утвердить программу школьного лесничества

Опытническая работа:

Проведение фенологических наблюдений – за цветением и плодоношением древеснокустарниковых пород.

Выращивание посадочного материла для озеленения.

Производственная деятельность:

Изготовление искусственных гнезд (дуплянки, дощатые гнездовья-скворечники) Развешивание искусственных гнезд (дуплянки, дощатые гнездовья-скворечники).

Выращивание посадочного материала в лесном питомнике (хвойных пород).

Посадка лесных культур.

Уход за посевами в лесных питомниках. Уход за лесными культурами.

Изготовление черешков, хозяйственных метел из приготовленных березовых веток и акаций.

Озеленение территории школы

Участие в биологических мероприятиях по сохранению животного мира:

- проведение операций «Муравей» (учет, охрана, расселение);

- проведение «Дня птиц».

Сбор гербариев древеснокустарниковой растительности.

Проведение экскурсий, походов по объектам природы.

Проведение месячника по предотвращению самовольных рубок подроста пихт и елей для заготовки новогодних елок: операция «Новогодняя ель».

Очистка и благоустройство родников.

Пропаганда идей охраны природы, проведение смотров, конкурсов, слетов, викторин:

Проведение конкурса на лучший фотоэтюд «Работа школьного лесничества»

Оформление фотоальбома, показывающего работу школьного лесничества

Проведение конкурса рисунков на тему:

«Сохраним Землю для потомков»

Организация  музея и уголка природы

Активное участие в конкурсе Подрост»

Изготовление аншлагов, указателей

Содержание опытов и наблюдений:

Влияние минеральных удобрений на рост лесных культур.

Наблюдения за муравейниками.

Практические работы по охране леса и животных:

Расселение муравьев.

Месячник по предотвращению самовольных рубок пихт и елей  для заготовки новогодних елок.

Очистка и благоустройство.

Выращивание посадочного материала в течение года.

Подкормка птиц в зимнее время.

Развешивание гнездовий для птиц.

Подготовка к научно-практической конференции «Человек - природа-общество».

 

3.Организация работы по программе

Теоретические и практические занятия могут проводиться в кабинетах биологии, химии, географии, технологии и в других кабинетах в соответствии с учебно-тематическим планом. Кроме этого, планируется работа в библиотеках, полевые практикумы, опытнические и исследовательские работы.

В ходе проведения занятий учитель совместно с учениками, опираясь на возможности методической и приборной базы конкретного образовательного учреждения, может осуществлять выбор экспериментов. Поэтому в данной программе предложено избыточное количество исследовательских тем и направлений.

Программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю), включающих в себя исследовательские темы и направления по лесоведению и на 35 часов в год (при1 часе в неделю).

Результаты проведенных исследований могут быть использованы как основа для проектов для участия в научно-практической конференции «Человек-природа-общество».

Ожидаемые педагогические результаты:

Развитие практических умений школьников по экспериментальной работе, формирование навыков.

практической оценки биоэкологического состояния окружающей среды.

Формирование умений планирования и организации экспериментальных исследований.

Развитие системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента.

Профессиональная ориентация учащихся.

Развитие содержания биоэкологического образования в процессе освоения содержания программного материала основ лесоведения.

В качестве диагностики результативности работы по программе могут использоваться методы отслеживания изменений мотивации, успеваемости школьников, а также оценка количества и уровня творческих работ, выполненных в рамках или на базе занятий.

 

Содержание теоретических занятий и исследовательской практики кружка:

1.         ●Вводная часть. Общее понятие о лесоведении(2/1ч).

2.         ●Основы общей методологии научных исследований в области лесоведения. Характеристика методов биоэкологических исследований (2/1 ч).

3.         ●Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных(2/1 ч).

4.         ●Определение растительных элементов леса. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях и операции с ними(2/1 ч).

5.         ●Особенности местного леса (экскурсия). Анализ исследовательских наблюдений. /Построение таблиц, диаграмм, графиков/ (2/1ч).

6.         ●Характеристика лесных почв. Основные принципы планирования исследований и анализ практических результатов(2/1 ч).

7.         ●Подготовка почвы в питомнике к посеву семян. Общие требования к проведению данных исследований. Структура исследовательской работы(2/1 ч).

8.         ●Определение основных признаков хвойных и лиственных пород. Современные способы представления результатов исследования (2/1 ч).

9.         ●Удобрения лесных почв. Анализ качественной изменчивости лесных почв (2/1 ч).

10.     ●Основные Положения законов «Об охране природы» (2/1 ч).

11.     ●Охрана леса от пожаров и лесонарушений. Анализ дисбаланса в живой природе(2/1 ч).

12.     ●Вредители леса и меры борьбы с ними(2/1 ч).

13.     ●Лесные звери и птицы. Основные закономерности действия экологических факторов на живые организмы(2/1 ч).

14.     ●Подготовка почвы в питомнике к посеву семян. Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов(2/1 ч).

15.     ●Определение вредителей и болезней леса. Взаимоотношения живых организмов. Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов(2/1 ч).

16.     ●Определение птиц в лесу по голосам, внешнему виду, определение животных по следам. Выполнение исследований по выбранной теме и оформление результатов(2/1 ч).

17.     ●Редкие исчезающие животные и растения. Анализ биоэкологического состояния по теме «Экология особей» (2/1 ч).

18.     ●Научно-практическая конференция учащихся по проведенным исследованиям по теме «Человек-природа-общество» (2/1 ч).

(36/18 ч)

Подготовка к научно-практической конференции по теме «Человек – природа - общество» (12/6 ч):

1.                     Основы общей методологии учебных исследований. Характеристика методов биоэкологических исследований. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных (2/1 ч).

2.                     Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Научные понятия. Логические приемы и процедуры образования научных понятий и операции с ними: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия (2/1 ч).

3.                     Специальные методы научного исследования, используемые в биоэкологических исследованиях: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, статистические методы (2/1 ч).

4.                     Основы научно-библиографической работы: правила работы в библиотеках, принципы построения систематических и алфавитных каталогов, правила цитирования, принципы анализа научной литературы (2/1 ч).

5.                     Основы статистической обработки данных: понятие о выборочном среднем и ошибках среднего; критерии достоверности; понятие корреляции. Компьютерные программы для статистической обработки данных (2/1 ч).

6.                     Освоение компьютерных программ. Анализ одной выборки и критерии достоверности; анализ двух выборок и корреляционные зависимости. Понятие о двух- и трехфакторном эксперименте. Составление библиографических карточек, работа с каталогами (2/1 ч).

Основные принципы планирования и организации экспериментов. Анализ и оформление результатов(10/5 ч):

1.         Выбор темы и постановка цели исследования. Определение частных задач исследования в соответствии с поставленной целью. Составление плана эксперимента, определение количества вариантов и повторностей. Определение действующих факторов и проверка критерия однозначного соответствия (для модельных экспериментов). Принципы подбора частных методик исследования(2/1 ч).

2.         Принципы анализа результатов: группировка и обобщение данных; поиск аналогий и зависимостей; выдвижение частных гипотез, объясняющих наблюдаемые факты(2/1 ч).

3.         Структура научной работы: введение, литературный обзор, материалы и методика, анализ результатов, выводы и список литературы. Общие требования к текстовым документам ГОСТ 2.105-79 (2/1 ч).

4.         Современные способы представления результатов (диаграммы, графики, слайды) (2/1 ч).

5.         Построение таблиц, графиков, диаграмм (2/1 ч).

Биоэкологические исследования и эксперименты по теме  «Экология  особей»

Основные понятия экологии особей. Среда обитания, местообитание. Абиотические, биотические и антропогенные экологические факторы. Экологическая пластичность (экологическая валентность). Толерантность. Основные закономерности действия экологических факторов на организмы. Морфологические, физиологические и этологические адаптации организмов.

Основные направления и возможные темы работ по экологии особей.

Требования к проведению этих работ, характеристика их уровня сложности.

 

Основные принципы планирования содержания теоретических и практических занятий:

Вводная часть характеризует общие и специальные методы учебных исследований. После ее освоения ученик (при помощи учителя или самостоятельно) выбирает тему исследовательской или реферативной работы по предложенному разделу лесоведения. Для ее выполнения потребуется теоретические знания, которые он приобретет на занятиях, а также самостоятельно. Результатом работы ученика является оформленное и представленное на научно-практической  конференции «Человек-природа-общество» исследование или реферат.

Теоретическая часть содержит много дополнительной информации, практическая часть - большое количество исследовательских тем, на выбор.

Посадка саженцев в школьном питомнике и уход за ними (12/6 ч).

 

Примерные направления исследовательских работ учащихся:

А.Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений:

·            Влияние тяжелых металлов на рост и развитие проростков.

·            Исследование интенсивности транспирации в зависимости от действия различных экологических факторов (свет, температура, освещенность).

·            Определение степени раскрытия устьиц.

·            Исследование дневного хода интенсивности транспирации, фотосинтеза и дыхания.

·            Влияние условий питания на прирост растений.

·            Оценка состояния водного баланса у растений разных экологических групп.

·            Определение содержания хлорофилла у растений разных экологических групп.

·            Влияние света на прорастание семян и развитие проростков.

·            Определение холодо- и жароустойчивости растений.

·            Определение количества золы у теневых и световых листьев растения.

б. Влияние экологических факторов на размножение и развитие насекомых:

·              Влияние температурного шока на плодовитость и скорость развития дрозофилы;

·              Влияние влажности на плодовитость и скорость развития дрозофилы;

·              Влияние количества и качества пищи на плодовитость и скорость развития дрозофилы;

·              Влияние лекарственных препаратов на выживаемость, плодовитость и скорость развития дрозофилы;

в. Оценка показателей здоровья человека.

 

4.Научно-практическая конференция учащихся.

Обобщающая конференция, на которой предполагается представление наиболее интересных работ учащихся, а также обсуждение результатов в ходе неформальной беседы (круглого стола).

 

Учебно-методический комплекс

Специфика использования УМК:

Необходимо осуществлять ретроспективную преемственность с предыдущей серией УМК по общеобразовательным предметам непосредственно связанным с программным материалом школьного лесничества:

-опираться на пройденный материал, обобщая и расширяя его с учетом интересов обучающихся;

-использовать современные технологии при проведении теоретических и практических занятий с обучающимися.

В учебно-методическом комплексе имеются необходимые для проведения занятий следующие средства:

-Программа школьного лесничества,

-учебное пособие для учащихся «Основы лесоводства» Полосов В.И., М., 2003;

-аудиовизуальные средства, слайды, карты, иллюстрации, раздаточный и дидактический материалы, дополнительная и справочная литература;

-техническое оснащение образовательного учреждения осуществляется совместно с Лужским лесничеством, которое для работы предоставляет лесохозяйственный инвентарь.

 

5. Формы и режим занятий

Формы занятий: используются коммуникативные методы, групповые занятия, активные и интерактивные формы взаимодействия, проектные технологии. Предполагаются сочетание обзорных лекций с творческими встречами; проведение публичных защит исследовательских проектов, а также включение в учебную деятельность экскурсий (лесотехнический колледж и др), работа на экологических тропах, полевые экспедиции. Режим занятий – 2/1 часа в неделю.

6. Ожидаемые результаты

Программа нацелена на следующие результаты:

• развитие у ребят предметных и ключевых компетентностей – ценностно - смысловых, учебно­познавательных, коммуникативных, общекультурных и других, необходимых в любой профессиональной деятельности;

• профессиональную ориентацию лесотехнического направления;

• ориентацию на трудовую деятельность в родном крае;

• привитие любви к лесу, природе, выполнение интересных, занимательных заданий, связанных с познанием сложной разнообразной жизни лесного комплекса;

• получение необходимого минимума знаний по охране природы, в частности по лесному делу;

• умение осуществлять экологический мониторинг

• практические навыки по выращиванию саженцев сосны, березы, тополя и уходу за ними;

• умение проводить опыты по размножению шиповника, малины, смородины разными способами;

• умение наблюдать за жизнью лесных животных и вести их учет;

• умение вести разъяснительную природоохранную работу среди посетителей леса, туристов, паломников: знакомить с правилами противопожарной безопасности и поведения в лесу, нормами и правилами сбора лекарственных трав, даров леса;

• участие в экологических акциях: “Марш парков”, День леса, День птиц, День Земли;

• участие в экологическом марафоне “Заповедная волна”, научно - практических конференциях школьников «Шаг в будущее»; « Подрост», «Юных исследователей окружающей среды».

• воспитание юных хозяев леса – будущих кадров “зеленого цеха”.