Молодежные неформальные объединения как социально-культурный феномен

 

         ВВЕДЕНИЕ

 

Молодежные субкультуры – сравнительно новое явление в истории человечества, феномен 20 века. Условия современной городской жизни создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы и движения. Каждый выбирает свое течение, и этот выбор подчас меняется несколько раз на протяжении пары лет. В 14 лет такой выбор, как правило, обусловлен модой, окружением, социальным статусом, в 18 – попытками участвовать в общественной и политической жизни, или, напротив, найти в ней свое обособленное место. Вопрос  «Что такое молодежные неформальные объединения» до сих пор остается открытым как для родителей подростков, так и для практиков, работающих с молодым поколением.

Трудно поспорить с утверждением, что бурные процессы социально – экономических изменений в обществе оказывают влияние на социализацию подростков и молодёжи. Современные школьники часто отдых и досуг рассматривают как ведущую форму жизнедеятельности, которая вытесняет труд как важнейшую потребность. От удовлетворенности времяпровождения теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Молодежь очень чутко воспринимает любые новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ради каких только интересов не объединяются люди! Число различных объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. У неформалов свой мир и свои правила.

 Участие подростков в неформальных молодежных объединениях может привести к различным последствиям в их дальнейшей жизни. В последнее время государство пыталось привести в жизнь федеральные законы и программы, которые помогли бы молодому поколению адаптироваться в обществе, но на современном этапе развития нашего государства экономические факторы наряду с политической обстановкой не дают возможности государству, и в том числе обществу, осуществлять все программы и федеральные законы о молодежи, а те законы и программы, которые все таки работают, не приносят позитивного результата для Росси в целом. Очевидно, что этих законов и программ не достаточно.

Неформальные объединения

 

 В настоящее время при описании неформальных молодежных объединений используются различные термины, взятые из области права, культурологии, биологии, социологии и социальной психологии или просто из средств массовой информации. В такой ситуации одни и те же термины нередко имеют разное значение, особенно если отсутствует их юридическое определение.

"Неформальные объединения" - это неюридическое понятие, пришедшее из газет в 80-е годы как противовес "формальным", то есть официально определенным (зарегистрированным) организациям. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать как формирования, объединяющие в себе молодежь по признаку субкультуры.

 "Неформальные объединения" (социол.) - вид социальных объединений различных категорий людей, отличительной особенностью которого является спонтанно сложившаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом неинституциональной (т.е. не зафиксированной в государственных, общественных традиционно сложившихся институтах) сферы, которая основана на принципах самодеятельности.

Все неформальные движения могут называться движениями только условно, так как в общепринятом юридическом понимании ни движениями, ни объединениями они не являются. Единственным признаком, объединяющим входящих туда подростков является субкультура - то есть, прежде всего, специфическая внешняя символика и атрибутика, во вторую очередь - нормы поведения, и только в третьих - какая-либо идеология и мораль.

Всем этим неформальные движения отличаются от незарегистрированных политических и религиозных радикальных формирований, которые, хотя и могут принадлежать к какой-либо субкультуре, однако имеют свое объединение, нередко даже с персональным членством.

В последние годы социологи уделяют много внимания изучению молодежных групп и молодежной субкультуры. Долгое время считалось, что в социалистическом обществе, стремящимся к социальной однородности, у молодежи не может и не должно быть своих специфических ценностей.

Проявления своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, социальное отклонение, либо как подражание Западу. Другая позиция представляла эти отклонения как способ самовыражения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Так появился термин «неформальные молодежные объединения», закрепившийся в научной и публицистической литературе, а также в повседневном словоупотреблении.

Для того чтобы понять подростков и юношей из неформальных молодежных групп, надо знать историю возникновения и развития этих групп, их современные виды, причины возникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и наметить средства воспитательного воздействия.

Неформальные молодежные группы приобрели наибольшую выраженность в настоящее время. Возникновение их связано с неприятием подростков и молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования.

Культура любого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм. Такие культурные группы принято называть субкультуры. Выделяют различные субкультуры: этнические, религиозные, классовые, молодежные и др.

Субкультура – это понятие, которое можно рассматривать как: совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества; особую форму организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску.

В педагогическом аспекте молодежную субкультуру можно рассматривать с позиции появления, формирования и функционирования неформальных молодежных объединений, работы педагогов и специалистов группы поддержки с ними.

Под неформальными объединениями принято понимать социальные объединения различных категорий людей, отличительной особенностью которых является спонтанно складывающаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом не институциональной организации, а результатом самодеятельности.

 

 Каковы же основные характеристики молодежной субкультуры? Ее главной характерной особенностью является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. В массовом сознании восприятие молодежной субкультуры часто имеет негативный характер. На этом фоне молодежная субкультура со своими специфическими идеалами, модой, языком, искусством все чаще ложно оценивается как контркультура.

Другой характерной особенностью современной молодежной субкультуры является преобладание потребления над творчеством. Это весьма негативная особенность, потому что по-настоящему приобщение к культурным ценностям происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности.

Третьей характерной особенностью молодежной субкультуры можно назвать ее авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность. Зачастую эти черты сочетаются с отсутствием серьезного фундамента исторических и культурных традиций.

Неформальное молодежное движение существует как стихийный, не управляемый государством процесс, обособленный и противостоящий существующей социальной ситуации. Возникновение и существование этого явления не сводится лишь к особенностям возрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных причин.

Неформальные молодежные движения дискретны и могут состоять из нескольких неформальных групп молодежи, часть групп может объединяться в группировки, крылья, течения, движения.

 

 Отдельные неформальные группы, активно взаимодействуя друг с другом, формируют группировку, которая может стать ядром неформального молодежного движения.

Условия жизни в целом создают предпосылки для организации молодежи в более или менее крупные группы, движения, объединения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание, коллективную ответственность и общие понятия социально-культурных ценностей.

 

 Основной причиной возникновения неформальных молодежных групп является нарушение процесса адаптации молодых людей в окружающей социальной среде. Сам факт появления этих групп – процесс закономерный, поскольку в юношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. Проблема заключается в том, что адаптированный к социальному окружению ребенок выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный асоциальную. Большинство молодых людей объединяются в группировки различной асоциальной направленности.

В большинстве молодежных субкультур возникают своеобразные родоплеменные отношения.

Присущую им символику можно рассматривать не только как явление эстетическое, социальное, психологическое, но и как этнографическое способ выживания и самоорганизации большого числа людей.

Каждая субкультура явление архаичное по своей организации и всегда постмодернистское по содержанию. Это своеобразная игра культурными контекстами.

По социально-правовому признаку выделяют следующие неформальные объединения:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.

3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

 

 По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

 - увлечение современной молодежной музыкой;

 -устремление к правопорядковой деятельности;

 -активно занимающиеся определенными видами спорта;

 -околоспортивные

 -различные фанаты;

 - философско-мистические;

 -защитники окружающей среды.

 

 Профессор С.А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

 - романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).

 - гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

 -криминальные ("гопники","люберы")

 - анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

 

 Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

 1)со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

 2) с социальной позицией - экокультурные;

 3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;

 4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

 

Молодежные движения можно разделить на такие группы:

 - Связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.

 - Отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы.

 - Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.

 - Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

 - Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

 - Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

 - Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

 - Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы.

 - Элита: мажоры, рейверы.

 

Направления работы с неформалами

 

 В современных условиях очень важно, чтобы специалист по социальной работе работал совместно с родителями и педагогами.

Важное направление в работе специалиста по социальной работе - работа с родителями «неформалов»: изучение семей, создание родительских активов совместно с педагогами, проведение лекториев по вопросам воспитания детей в семье.

Эти направления очень важны в работе специалиста с «неформалами». Но на данном этапе только этими направлениями ограничиваться нельзя и поэтому ученые разработали рекомендации специалисту по социальной работе, работающему с неформальными молодежными объединениями.

Другим профилактическим средством является выведение неформальных молодежных объединений из «подполья». Ведь молодежь тянется к тому, что «нельзя», ажиотаж и запреты порождают проявления эксцентричности.

Успех профилактической работы во многом зависит и от того, насколько будет преодолен «образ врага», формирующийся часто в сознании лиц, ответственных за воспитание молодежи и профилактику правонарушений. Раздражение, недовольство по поводу причесок, атрибутов, увлечений отдаляют субъект профилактики. В результате «образ врага» складывается и у некоторых членов групп по отношению к представителям правоохранительных органов и педагогам. Нужно говорить с молодежью «на одном языке», то есть глубоко разбираться в проблемах, волнующих молодежь, знать истоки модных, популярных течений, их позитивное и негативное содержание и последствия.

Некоторые педагоги, социологи предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен. При работе с неформальными молодежными объединениями возможны следующие варианты:

 - переориентация лидера (вожака) группы и последующее воздействие через него на всю группу; в отдельных случаях не исключена изоляция «неподдающегося» вожака от группы (направление его в специальное техническое училище или в спецшколу);

 - включение нескольких участников группы (под разными предлогами) в другие объединения подростков с положительной направленностью (спортивные команды, поисковые группы и тому подобное) и организация последующего их влияния на остальных участников группы неформальных молодежных объединений;

 - приобщение всей группы к увлекательным и вместе с тем полезным видам деятельности под руководством опытного, авторитетного воспитателя.

 Прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому участнику группы и дифференцированный подход к каждой группе (В.С.Овчинский). Надо делать упор не на запрещение групп, а на обсуждение проблем, волнующих эту молодежь, убеждать в заблуждениях, показать истинные ценности отечественной и зарубежной культуры.

 В некоторых случаях следует применять и запрет, если в группе пропагандируются наркотики, пьянство, насилие, жестокость, порнография, проституция, неофашизм, и тогда, когда деятельность группы приобретает противоправный характер.

 При разработке рекомендаций по профилактике поведения «неформалов» нельзя не сказать об организации свободного времени подростка.

 Организация свободного времени учащихся содержит три основных этапа:

 1 этап – организационный (сентябрь-октябрь):

 выявление интересов, склонностей, потребностей учащихся;

 создание условий для организации многообразной по содержанию и формам работы (подбор кадров организаторов творческих объединений из числа педагогов школы, учреждений дополнительного образования, родителей, общественности, самих учащихся), определение места работы (кабинеты, библиотека, спортивные и актовые залы, учреждения дополнительного образования, использование возможностей семьи и окружающей среды);

 определение содержания, форм и методов организации, режима свободного времени, разработка программ кружков, клубов, других творческих объединений;

 анализ организационного периода и оценка готовности (педсовет, совещание при директоре, совет школы с участием учащихся, родителей, представителей учреждений дополнительного образования, руководителей творческих объединений).

 2 этап - непосредственная организация внеучебной деятельности учащихся (ноябрь-апрель).

 3 этап- подведение итогов (май):

 творческие отчеты коллективов, объединений, отдельных учащихся (концерты, выставки, фотогазеты, рефераты, конференции);

соотношение результатов с поставленными в начале учебного года целями и задачами (творческая конференция всех организаторов свободного времени учащихся).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Таким образом, в ходе анализа сущности неформальных молодежных объединений мы выяснили, что неформальные молодежные объединения разнообразны и многочисленны. Направленность их тоже различна и зависит от целей, задач, идей самого движения. Также нам стало ясно, что в большинстве случаев причинами вступления в неформальные молодежные объединения становятся недовольство, неудовлетворенность чем-либо, а также такие факторы, как стремление к большей самостоятельности, независимости от законов, традиций, устоев мира взрослых. В большинстве случаев решающим фактором при вступлении подростков в неформальные молодежные объединения становится атрибутика «неформалов»: их одежда, знаки, символика. Из этого можно сделать вывод, что, когда подросток входит в неформальные молодежные объединения или решает стать «неформалом», то главной привлекающей силой становится не глубокое осмысление подростком сущности данного движения, а скорее внешняя оболочка неформальных молодежных объединений.

Когда неформальные молодежные объединения носят просоциальный характер, то это всех устраивает и родителей и педагогов, а также все общество в целом, но стоит только «неформалам» перейти границы дозволенного сразу же происходит ответная реакция от окружающего социума. Необходимо проводить  социально-педагогическую работу, как с асоциальными и антисоциальными движениями, так и с просоциальными движениями, но работу не запрещающего, карающего характера, а скорее агитационного, завлекающего характера и, наоборот, с асоциальными и антисоциальными следует вести более жесткую политику, но для начала, всегда каким бы неформальным молодежным объединениям не было, не стоит сразу разобщать это движение запрещать.

В современных условиях, когда молодежная политика осталась на периферии государственных интересов, когда большинство законов, программ о молодежи или не работают совсем или не приносят желаемого результата, тогда начинает работать специалист по социальной работе. В специфике работы с молодежью нет четких рекомендаций, концепций, форм работы и поэтому специалист по социальной работе должен сам организовывать свою работу, формулировать для себя структуру и ход работы. Поэтому в современных условиях работа с молодежью является одним из сложнейших направлений работы специалиста по социальной работе, так как в этой работе должна быть связь со многими людьми, организациями, учреждениями, то есть это все то, что поможет молодежи интегрироваться в социум.

Проблемой неформальных молодежных объединений занимаются уже сравнительно давно, но не в России, а в западных странах: Германии, Нидерландах, США… Опыт зарубежных ученых, а также опыт отечественных исследователей показывает, насколько трудно дать рекомендаций по тому или иному движению. И для работы с «неформалами» - это разобщение группы; ее переориентация; пропагандирование и агитация просоциальных движений.