Памятка в помощь педагогу по организации самообразования

 

Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования.

¨      Выделите из многообразия проблем, вытекающих из результатов  диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др., ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать  устойчивые положительные результаты.

¨      Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения  образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.

2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе.

 

Подбор литературы

¨      Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

¨      Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

¨      Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.

¨      Включите современные взгляды на проблему.

¨      Используйте опыт работы других педагогов. 

3.  При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал.

¨      По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

¨      Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,  в собственной формулировке, используя  различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

¨      Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

¨      Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

¨      Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

¨      Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации.

¨      Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми?

 

Взаимосвязь личностного и профессионального развития педагога

Параметры

Личностное развитие

Профессиональное развитие

Ценности

Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих деятельность.

Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих профессиональную деятельность.

Цель

Развитие тенденции к самоактуализации и самореализации.

Развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению своего мастерства, самореализация.

Я-концепция

Развитие и углубление адекватного и целостного представления о себе. Укрепление позитивной Я-концепции.

Адекватное формирование Я-концепции учителя. Укрепление адекватной профессиональной самооценки. Укрепление позитивной защищенности.

Задачи развития

Активизирование развития когнитивной сферы как способности к более абстрактному и обобщенному пониманию и дифференциации, категоризации явлений окружающего мира. Рефлексия собственной деятельности, личностного опыта.

Корректировка, совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности на основе интериоризации новой информации. Рефлексия профессиональной деятельности, педагогического опыта.

Перспектива

Определение направлений и перспектив дальнейшего внутреннего роста.

Прогнозирование карьерного роста и «творение» собственной профессиональной биографии.

 

 

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развитие в целом.