Урок
Глаза - главные помощники человека
учитель технологии
Иванова Ирина Петровна
Цели и задачи урока:
·
Привитие навыков
здорового образа жизни
·
Знакомство учеников
с основными правилами ухода за глазами и сохранение хорошего зрения
·
Формирование
потребности в личной гигиене правильного и регулярного ухода за своей внешностью и здоровьем
Оборудование: Презентация,
картинки с рисунками (что полезно, что вредно для глаз), таблица Сивцева Д.А. «Для исследования остроты зрения»,памятки –рекомендации, магнитофон, аудиокассеты
1. Беседа по теме
- Как человек общается с окружающей средой? ( с помощью зрения,
слуха, обоняния, вкуса,осязания-5органов чувств)
- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?
Для того чтобы быть здоровыми,
вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас
лучше, чем вы сами.
Заучивание слов:
Я здоровье берегу,
Сам себе я помогу!
- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете,
если отгадаете загадку;
«Два братца через дорогу живут, а друг
друга не видят» (глаза)
- Как
вы думаете, кто из животных самый зоркий?
а) Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков
высматривает добычу.
б) Ночью лучше всех видит сова. Она легко
отыщет мышь в темноте.
Человек не такой зоркий, как орел. И в
темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.
Почему? (Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать
и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)
- Повернитесь и посмотрите
в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза!
- Как говорят о глазах, чтобы
передать их красоту? ( Прекрасные, ясные , чистые,
огромные, веселые…)
- Каким бывает цвет глаз?
- Какие по размеру бывают
глаза?
- Как расположены?
- Что можно обнаружить в
глазу, рассматривая его? Смотрим на изображение.
. .
Глаз можно назвать
сложным оптическим прибором. Его основная задача - "передать"
правильное изображение зрительному нерву. Структуры глаза выполняют разные
функции:
Роговица |
прозрачная оболочка, покрывающая
переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую
преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с
непрозрачной внешней оболочкой глаза - склерой. |
Радужная
оболочка |
по форме похожа
на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при
сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в
сосудистую оболочку глаза. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой -
значит, в ней мало пигментных клеток, если карий - много). Выполняет ту же
функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.
|
Зрачок |
отверстие в радужке. Его размеры обычно
зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок. |
Хрусталик |
"естественная линза" глаза. Он
прозрачен, эластичен - может менять свою форму, почти мгновенно "наводя
фокус", за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали.
Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и
роговица, входит в оптическую систему глаза. |
Стекловидное
тело |
гелеобразная прозрачная субстанция,
расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму
глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в
оптическую систему глаза. |
Сетчатка |
состоит из фоторецепторов (они
чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в
сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих
фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в
электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция. |
Склера |
непрозрачная внешняя оболочка глазного
яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К
склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. В ней
находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов. |
Сосудистая
оболочка |
выстилает задний отдел склеры, к ней
прилегает сетчатка, с которой она тесно связана. Сосудистая оболочка ответственна
за кровоснабжение внутриглазных структур. При заболеваниях сетчатки очень
часто вовлекается в патологический процесс. В сосудистой оболочке нет нервных
окончаний, поэтому при ее заболевании не возникают боли, обычно
сигнализирующие о каких-либо неполадках. |
Зрительный
нерв |
при помощи зрительного нерва сигналы от
нервных окончаний передаются в головной мозг. |
2.Физминутка
(Изображаем то животное,
какое видим на картинке)
Ткани глаз очень нежные,
поэтому глаза хорошо защищены.
- Как защищены глаза? (Веки, ресницы защищают их)
-Что еще оберегает глаза?
Отгадайте загадку:
«Под мостом – мостищем , под соболем два соболька
разыгрались» (брови и глаза)
Брови, ресницы и веки у нас не только для
красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота.
3.
Упражнение для бровей (выполняется под музыку)
Упражнение для бровей не только поможет
вашим глазам избавиться от давления тяжести, но и поможет выглядеть моложе. (Это
уже для взрослых)
Поднимите брови как можно выше, при этом
проследите за тем ощущением, которое появится в верхней части ушей. Ваша задача
- со временем воспроизвести это ощущение без поднятия бровей. Конечно, сделать
такое упражнение сразу сможет не каждый. Возможно, что в первый раз подняв
брови, вы не уловите никаких особенных ощущений. Не спешите, прислушивайтесь к
себе, и у вас все получится.
- А зачем человеку слезы?
(тоже защищают глаза от пыли)
4. Оздоровительная минутка для глаз (выполняется под
музыку)
Но чтобы сохранить глаза и
зрение, этой защиты недостаточно. Нужно выполнять и специальные упражнения .Этот комплекс йога рекомендует
для поддержания зрения в хорошем состоянии. Как утверждают сами йоги, если
делать его ежедневно утром и вечером, начиная с юности, можно сохранить хорошее
зрение до глубокой старости и не пользоваться очками.
Перед выполнением комплекса сядьте в
удобную позу. Выпрямите позвоночник. Постарайтесь расслабить все мышца (в том
числе и мышцы лица), кроме тех, которые поддерживают сидячее положение тела.
Посмотрите прямо перед собой вдаль, если есть окно - посмотрите туда, если нет
- посмотрите на стену. Постарайтесь сосредоточить внимание на глазах, но без
излишнего напряжения.
1 упражнение
Глубоко и медленно вдыхая (желательно,
животом), посмотрите в межбровье, задержите глаза в этом положении на несколько секунд. Медленно выдыхая, верните глаза в
исходное положение и закройте на несколько
секунд.
2 упражнение
Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик
носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение.
Закройте глаза на небольшое время.
3 упражнение
На вдохе медленно поверните глаза вправо
("до упора", но без сильного напряжения). Не задерживаясь, на выдохе,
верните глаза в исходное положение. Таким же образом поверните глаза влево.
4 упражнение
На вдохе посмотрите в правый верхний
угол (приблизительно 45° от вертикали) и, не задерживаясь, верните глаза в
исходное положение. На следующем вдохе посмотрите в нижний левый угол и на
выходе верните глаза в исходное положение.
Повторить упражнения, начав с левого
верхнего угла
5 упражнение
Вдыхая, опустить глаза вниз и затем
медленно поворачивать их по часовой стрелке, остановившись в самой верхней
точке (на 12-ти часах). Не задерживаясь, начать выдох и продолжить поворот глаз
по часовой стрелке вниз (до 6 часов). После упражнения, закрыть глаза на несколько секунд.
Затем сделать
это упражнение, поворачивая глаза
6 упражнение
Посмотрите вдаль
5. Игра « Полезно - вредно»
Рассмотрите
картинки и скажите, что для глаз полезно, что вредно.
Рисунки
( читать лежа, смотреть на яркий свет, смотреть близко
телевизор, оберегать глаз от ударов, промывать по утрам глаза, тереть глаза
грязными руками, читать при плохом освещении)
Кстати
о телевизоре: когда смотрим фильм
- Расстояние от экрана должно быть удобно
при вашем состоянии зрения.
- Садиться лучше напротив экрана, а не сбоку.
- Голову нужно держать прямо, опирая ее на
позвоночник. Не наклоняйте голову вперед.
- Во время просмотра фильма нужно
глубоко дышать и чаще моргать.
- Перемещайте глаза по всему экрану,
не задерживаясь на одном месте.
- Во время перерыва мягко прикрывайте
глаза на короткое время, чтобы дать им отдохнуть, расслабить мышцы глаз и
подкрепить нервы сетчатки.
6. Правила бережного отношения к зрению
-Умываться
по утрам
-Смотреть
телевизор не более 1-1.5 часов в день
-Сидеть
не ближе
-
Не читать лежа
-Не
читать в транспорте
-Оберегать
глаза от попаданий в них инородных предметов
-При
чтении и письме свет должен освещать страницу слева
-Расстояние
от глаз до текста рекомендуется 30-
-Употреблять
в пищу достаточное количество растительных продуктов(морковь,
лук, петрушку, помидоры, сладкий перец,
чернику)
-
Делать гимнастику для глаз
-Укреплять
глаза, глядя на восходящее (заходящее) солнце
Нужно помнить,
что для достижения наилучшего результата, нужно следить за своим здоровьем в
целом. По мнению специалистов, хорошее зрение во многом зависит и от
правильного питания, в том числе от наличия достаточного количества витаминов.
Помните, что самая полезная - натуральная (а не искусственная и не
консервированная) пища, подвергаемая минимальной тепловой обработке. Именно она
сохраняет наибольшее количество полезных веществ.
7. Итог
Проверка зрения
А
в заключении нашего урока, мы с вами проверим зрение
по специальной таблице Сивцева Д.А. «Для исследования
остроты зрения»