Модная экология

и

экологичная мода

 

Подготовил учитель технологии

МОУ «Толмачевская средняя школа»

Иванова И.П.

 

 

Конспект  занятия  (Модель занятия – Приложение 1.)

                                                       Занятие рассчитано на 40 минут.  Возраст детей 13-14 лет.

Тема:  Модная экология и экологичная мода

Цель занятия: Раскрыть взаимосвязь понятий «мода» и «экология» посредством экологических направлений в дизайне одежды  и помочь в решении бытовых проблем.

Задачи занятия:

1.     Содействовать развитию учебно-познавательной и информационно- коммуникативной компетентности, формированию экологической культуры учащихся.

2.     Способствовать развитию их творческой инициативы, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи.

3.     Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Тип занятия: комбинированный, с использованием видеоряда.

Форма занятия: научно-практическая конференция.

Методы обучения: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий с элементами исследования, эвристический).

Материально – техническое обеспечение занятия: модели одежды, мультимедийный проектор, компьютер, экран, манекен, планшет с  джинсовой одеждой и набор отделочных материалов.

Дидактическое обеспечение занятия:  лист-задание «Экологическое мышление», самооценочные таблицы.

Ход занятия

I. Организационный этап.                                                                  Слайд 2

Столы расставлены в круг, на них таблички с надписями: «корреспонденты», «исследователи», «дизайнеры одежды» и подборка информации и напоминаний.

Учитель.  Здравствуйте.  Обратите внимание на таблички, выберите для себя подходящее по душе занятие и займите соответствующее место.

         Уважаемые  участники нашей научно-практической конференции, посвященной теме «Мода и экология», сегодня  мы с вами постараемся раскрыть взаимосвязь этих понятий и используем практические идеи для решения экологической проблемы в быту на примере джинсовой одежды, т.к. джинсовая одежда давно перестала  быть одеждой только спортивного стиля,  она практична и удобна, а значит, имеет право принадлежать и к деловому, и к романтическому стилю. В заключение постараемся ответить основополагающий вопрос:

- Экологические направления в дизайне одежды – это мода или способ изменить отношение людей к окружающему миру?                             Слайд 3

II. Актуализация опорных знаний.                                                       Слайд 4

Учитель. Давайте вспомним лексическое  значение слова «мода».

Ученик. Мода (латин. modus – мера, правило, образец действия) – это господство в определённой общественной среде в определённое время тех или иных вкусов, проявляющееся во внешних формах быта, в особенности в одежде.

Учитель.  Слово «экология»? Оно звучит по радио и с телеэкранов, не сходит со страниц газет и журналов, мы говорим об экологии постоянно. Большинство людей подразумевают под экологией только охрану природы. А это далеко не так, сфера деятельности экологии гораздо шире. Обратим внимание на лексическое значение слова «экология».

Ученик. Экология (греч. oikos – жилище, обитание, logos – учение) – комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимоотношений организма со средой. 

III. Изложение нового материала.                                                          Слайд 5

Сегодня мы рассмотрим «точку» приложения экологии к человеческой деятельности в дизайне одежды. Центр планетной системы Земли – человек, который является частью природы,  живет в обществе, строит производственные отношения, преобразует материальный мир за счет переработки сырьевых ресурсов в готовый продукт.

Вот и появился искусственный мир (не свойственный природе) – техносфера, который включает в себя и одежду.                                          Слайд 6

Техносфера - совокупность объектов и процессов, созданных в результате разумной     преобразовательной деятельности людей, в том числе и одежды.

Для более плодотворной дальнейшей  работы  вы разделились на  творческие группы. Первый вопрос я адресую корреспондентам:

- Каким образом человек может оказаться на грани  катастрофы?                                                                            

Выступление учащихся.Технологическая среда оказывает не только положительное, но и отрицательное воздействие на естественную природу, человека и общество.

К техногенным опасностям относятся: радиация, ядерные излучения, вибрация, шум, вредные примеси. Темпы развития техники и технологий опережали становление технологического мышления и этики. В результате мир и человек оказались на грани экологической катастрофы. Биологические опасности связаны с проблемами экологии.

Учитель. Я предлагаю корреспондентам озвучить дополнительный материал…                                                                                                                     Слайд 7

Учитель.  Итак,  мы  приближаемся к экологическим направлениям в моде. А следующий вопрос  к  исследователям:

- Что поможет разрешить экологический кризис?                           

Ученики. Разрешить экологический кризис можно, но необходимым условием решения экологических проблем является формирование экологического мышления.          Слайд 8

Учитель.  Благодарю. У вас на столах листы - программы. Проставьте цифрами алгоритм условных этапов формирования экологического мышления. (Приложение 2.)

Проверьте себя.    Сравните ответы и оцените себя.  Количество верных ответов - количество баллов.                                                                                Слайд 9

IV. Формирование новых ЗУН. А у меня  вопрос к дизайнерам:

- Как, по-вашему, что является причиной формирования новой концепции в дизайне одежды?                                                                          Слайд 10

Выступление учащихся. Озабоченность общества экологическими проблемами – одна из причин формирования новой концепции в дизайне одежды. «Экологическим» может быть названо любое проектирование в дизайне, направленное на гармонию отношения человека с окружающим миром. В 70-е годы появился «экологический стиль» в моде, акцентирующий внимание на натуральные материалы, естественные цвета.

Учитель. Да, я с вами согласна. Обратимся к исследователям. Расскажите о натуральных тканях и их  свойствах.                                                              

Ученики: Шерсть. Сохраняет в себе первичную структуру меха и поэтому излучает положительную энергию, которая соответствует жизненной энергии человека. Шерстяные вещи подходят людям слабовольным, скромным, застенчивым.

Хлопок. Подходит любому человеку, даря безмятежность и спокойствие. Его энергия хорошо снимает стрессы, перевозбуждение, помогает при неврозах.

Лен. Обладает энергетическими свойствами, позволяющими пробуждать в человеке чувство спокойной собранности. Лен является хорошим изолирующим материалом, который отражает внешние энергетические воздействия.

Шелк. Таит в себе заряд эротической энергии, возбуждающей чувственность. Чтобы получить от шелка максимум энергии, ткань должна быть однотонной и тонкой.

Учитель. Хорошо. Обратите внимание на экран. Перед вами схема экологизации  потребления одежды.                                                                  Слайд 11

Учитель. «Вещизм» изменил традиционное отношение к вещам – основными требованиями к ним вместо качества и долговечности становятся удобство в употреблении и модность. При проектировании вещей специально предусматривается ее быстрое физическое и моральное устаревание. Потребителя заставляют тратить деньги на приобретение все новых и новых более совершенных товаров. Однако бесконечное увеличение потребления невозможно, существуют «пределы роста».

Назрела необходимость формирования новой системы ценностей, которая бы способствовала гармоничному существованию человека и природы, определяя превосходство качества жизни над количеством потребляемых благ. Отсюда вытекает важнейшее направление - экологизация потребления. Снижению объемов потребления способствует приверженность современного дизайна одежды  к многофункциональности вещи, ее универсальности,  возврат к вещам длительного пользования и минимализму  гардероба.

Учитель. Мы продолжаем работу над формированием экологического мышления, обратите внимание на второе задание в ваших  листах - программах. Составьте для себя минимальный гардероб, подходящий под ваш стиль жизни. (Приложение 2.)

Учитель. Итак, что входит в состав Вашего гардероба?

Учитель. Наши дизайнеры имеют  информацию, заключающую в себе результаты мини-исследования «Гардероб учащихся 11 класса». Ознакомьте нас с выводами этого исследования.

Ученик. Проведя социологический опрос среди учениц 11 класса, было выявлено, что девушки 15-17 лет отдают предпочтение универсальному удобному стилю. Многофункциональная одежда, которую выбирает современная молодежь, подходит и для посещения  учебного заведения, и для прогулки с друзьями, и для похода на дискотеку, и для торжественных случаев. В гардеробе каждой девушки есть одни или  пара джинсов, модный топ, оригинальный джемпер, и симпатичная юбочка. Опираясь на результаты опроса, мы составили  типичный минимальный  гардероб: джинсы, юбка, блузка, топ, джемпер.

Учитель. Рассмотрим универсальную одежду. Например, маленькое черное платье или джинсовая одежда (Демонстрация на манекене)

Учитель. Что касается обновления одежды. Рассмотрим  стиль «Винтаж».            

                                                                                                                      Слайд 12

Винтаж представляет собой старую, раритетную, стильную одежду, характерную для ушедшего времени, но обновленную с помощью современных деталей.

Винтаж представляет современную одежду, декорированную с помощью раритетных  деталей (старинных бус, брошей, отделок, вышивки, аппликаций, аксессуаров).

Учитель. Итак, мы постепенно перешли к проблеме сегодняшнего дня. Вопрос исследователям:

- От чего зависит экологизация производства?                                 Слайд 13

Выступление учащихся. От экологизации потребления зависит экологизация производства. Это направление решает проблемы, связанные с технологическим процессом .

Учитель. В дизайне одежды эти проблемы решаются путем отказа от синтетических материалов, которые негативно влияют на здоровье самого человека. Синтетику предлагают заменить естественными материалами, традиционными для изготовления одежды. Слово исследователям.

               (Работа с плакатом «Свойства натуральных тканей»)

 Учитель. Одна из целей дизайна, ориентированного на «экологию человека»- развитие творческих способностей личности. Слово дизайнерам.

Выступление учащихся. Действительно, мы включаемся в процесс создания своего образа. Сегодня можно выбрать все, что подходит.                                                   Слайд 14

Отношение к моде стало менее серьезным. Трансформирующиеся формы, пристегивающие элементы, смешные дополнения. Костюм может даже быть похожим на театральный. По одежде не определишь социальный статус. Меняя одежду, человек по собственному желанию меняет свой имидж. Появились проекты звучащей одежды; реагирующей на изменения температуры или освещенности.                                  Слайд 15

Начиная с 1970 г. в коллекциях дизайнеров, все более стало цениться проявление «интернационального стиля». «Цитата» – может быть деталь национального костюма, элемент декора, покрой, цветовая гамма. Комбинируя разные цитаты, смешивая элементы костюмов разных народов, дизайнер создает новый образ, часто не связанный с конкретным узнаваемым источником.                                                                         Слайд 16

Отдельно можно выделить направление «Мусорный дизайн», которое пока имеет мало общего с массовой одеждой.

Известны коллекции «Гринпис», представляющие одежду из использованных упаковок, бутылочных пробок, банок из-под напитков, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов.

Появляющиеся в моделях дизайнеров такие нетрадиционные материалы, как старые газеты, коробки из-под стирального порошка, текстильный лоскут свидетельствуют об их интересе к возможностям «мусорного дизайна».

VI. Практическая работа

Учитель. Еще одна проблема:  б\у вещи. Что с ними делать?                 Слайд 17                                                                  

Мы можем использовать полученные сегодня знания для обновления своего гардероба?

Учитель. Итак, обновление иными словами винтаж - вторичное использование изделий. Девочки, а ведь мы можем выразить практически здесь и сейчас своё отношение к экологическим проблемам. Предлагаю поработать с джинсовой темой. Актуально и современно. Но сначало слово исследователям.

Выступление учащихся.Джинсы имеют недавнюю историю. Свое начало они берут примерно с 1853г. Джинсы были рабочей одеждой американских ковбоев и золотодобытчиков. Идея сшить брюки из ткани, предназначенной для шитья парусов, пришла в голову еврею из Германии Леви Страусусть противопоказания в выборе джинсов, опасных для здоровья.

1. Не стоит покупать их на размер меньше, даже если это стрейч. Фигура деформируется, длительное ношение узких брюк приводит к образованию тромбофлебита, появлению сосудистых «звездочек» на ногах.
2. Джинсы на бедрах не перетягивайте туго ремнем, т.к. сдавливается низ живота (особенно сидя на стуле). Это может привести к трудноизлечимым гинекологическим заболеваниям.

 Итак, поработайте в технике винтажа, обновите старые джинсовые вещи, украсив их дополнительными деталями и аксессуарами. Как их украсить ? Сделать непохожими, прикольными, шикарными, стильными - вот задача для индивидуальной и творческой личности. Рисуем. Вышиваем. Приклеиваем стразы. Вставляем кружево. Пришиваем аппликацию. Пришиваем бахрому. Украшаем фурнитурой. Сочетаем не сочетаемое.                                  Слайд 18

                    ( На планшеты прикрепить варианты обновления джинсовой одежды)

V. Рефлексия.

Защита работ   (учащиеся демонстрируют варианты обновления изделий).

Учитель. Пожалуйста, оцените свою работу по критериям, указанным в оценочном листе по пятибалльной шкале.  (Приложение 3.)

Итак, рассмотрев обновленные вещи, вновь ответьте мне на вопрос: «Что сделаем с б\у вещами?»

VI. Закрепление изученного материала.

Учитель. Итак, к какому же выводу мы пришли? Как мы теперь ответим на главный  вопрос конференции:

-Экологические направления в дизайне одежды – это мода или способ изменить отношение людей к окружающему миру?                              Слайд 19

Ученик: Экологические направления в дизайне одежды – это способ изменить отношение людей к окружающему миру. Возможно, нам, людям удастся, избежать проблемы экологического кризиса, если каждый человек будет работать  над формированием своего экологического мышления.

VII. Итоги конференции.

Учитель. Позвольте спросить вас, что нового вы узнали в ходе работы нашей конференции? Сегодня вы  работали в группах, а дома можете - индивидуально. Обновите какую-нибудь забытую, но некогда любимую вами вещь в стиле «Винтаж» из вашего гардероба.

Наша конференция подошла к концу. Хочу отметить  наиболее активных участников конференции.  Благодарю вас за сотрудничество.                Слайд 20

Не забывайте работать над формированием своего экологического мышления, для того, чтобы передать здоровую планету в руки ваших детей.

 

Список литературы

 

1. Баранов А.А.. Кучма В.Р. Современный подросток. /Материалы Всероссийской конференции, декабрь 2001, - М.: Издательство НЦЗД РАМН, 2001.- 367с.

2. Зайцев В. Этот многоликий мир моды / В. Зайцев. − М.: Советская Россия, 1982. 

3.  Е.Н . Селищев.  Для любознательных или о чем  не узнаешь на уроке. –Ярославль, « Академия развития», 2000 г.

4.  Журнал “Школа и производство” №№2000-2005 г, изд-во “Школа-Пресс”.

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://vitline.kg/nedely_modi/

www.Eylence.AZ.vintgn

http://www.24open.ru/SOVAZ85/blog

 

Приложения.

Приложение 1.

Модель занятия по дополнительной образовательной программе декоративно-прикладного направления «Эксклюзив» (Автор- Прокуда М.В.), адаптированная для объединения «Костюмерия»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время (мин)

Примечания

1

Организационный
момент

 Приветствие и проверка  готовности
учащихся

 Расположение за партами согласно выбранным ролям: корреспонденты, исследователи, дизайнеры одежды

1

 

 

 

 

Сообщение  темы  и  целей  занятия, основополагающего вопроса

 Ведут записи в опорных конспектах

2

Слайд 1

2.

Актуализация опорных знаний

Предлагает вспомнить лексические значения слов «мода», «экология»

Отвечают на поставленные вопросы

1

Слайд 2

3.

Изложение нового
материала

 

 

 

 

 

Вводная  беседа

Вводит новые понятия, ведет конференцию, следит за выступлениями учащихся

Выступают с сообщениями, смотрят  на  экран, слушают, участвуют  в  беседе, делают записи в конспектах, выполняют первое творческое задание

5

 

 

 

 

20 сек

Слайды3-10

 

Формирование новых ЗУН

Раскрывает сущность стиля «Винтаж», демонстрирует модели с помощью манекенов, ведет конференцию, следит за выступлениями учащихся

Выступают с сообщениями, смотрят  на  экран, слушают, участвуют  в  беседе, делают записи в конспектах, выполняют второе творческое задание

10

 

 

 

 

25 сек

Слайды 11- 17

4.

Практическая работа

 

 

 

 

 

Вводный инструктаж

Инструктирует и показывает; организует индивидуальную самостоятельную работу

Осмысливание  задания

2

 

Слайд 18

 

Текущий инструктаж

Корректировка неправильных действий учащихся, ссылка  на слайды 

 Фронтальная
работа   со слайдом и экспонатами выставки, групповая работа по обновлению б/у одежды

14

Слайд 19

5.

Заключительный инструктаж. Рефлексия.

Комментирование выполненных работ

Демонстрируют модели, анализируют выполненную работу, заполняют самооценочную таблицу

5

 Слайд 20

6.

Закрепление изученного материала

Задает основополагающий вопрос

Делают выводы, аргументируют ответы,

1

Слайд 21

7.

Итог  занятия.

Оценивает деятельность обучающихся, предлагает домашнее задание

Делают записи в опорных конспектах

2

 Слайд 22-23

8.

Уборка рабочих мест

 

 

2

 

 

 

Приложение 2.

Лист- программа.

ФИ___________________________________________

Задание 1. Проставьте цифрами алгоритм условных этапов формирования экологического мышления:

Задание 2. Составьте для себя минимальный гардероб, подходящий под ваш                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 стиль жизни.

 

Приложение 3.

Оцените свою работу по следующим критериям по пятибалльной шкале:

         Оригинальность идеи___________________________________

         Эстетика оформления__________________________________

         Аккуратность выполнения______________________________

         Скорость изготовления _________________________________

         Объем работы__________________________________________