Ход урока
1. Организационная часть
1. Проверить наличие учащихся.
2. Проверить готовность учащихся к уроку.
2. Вводная часть
В начале нашего урока мне хочется
предложить вашему вниманию небольшой рассказ
С.
Могилевской «Две хозяйки», который подготовили
девочки. Я надеюсь, что послушав его, вы без труда
назовете «главного героя» сегодняшнего урока.
Как-то сошлись две хозяйки. Одна и говорит:
Глянула хозяйка на свое платье, а на нем и правда - где пятна от муки, где брызги от раздавленной клюквы, а где следы томатной пасты, которой она заправляла борщ. Обидно ей стало, она и говорит соседке:
какова ты будешь, когда с обедом управишься.
Так кто же он – «герой»
нашего урока?
(Ученики): Конечно же, фартук.
А как он еще называется?
(Ученики): передник, запон, засов, нагрудник, нагрудень,
хвартук) (Слайд 1)
И тема нашего урока «История фартука. Снятие
мерок для построения чертежа фартука». Запись в тетради (Слайд
2) на ДОСКЕ
Какие же задачи мы сегодня перед собой поставим?
(ученики)
- ознакомиться с видами одежды, с историей фартука;
- научиться правильно измерять фигуру человека и грамотно записывать мерки.
- развивать в себе такие качества, как точность, внимание, сосредоточенность и аккуратность при выполнении работы.
3. Изучение новой темы. Фартук является частью или элементом одежды.
А для чего
нужна одежда? В чем состоит её назначение?
(Ученики): прикрыть тело, защитить его от холода, грязи, определить статус человека, его положение в обществе.
Мы с вами
проходили 4 группы одежды.
Задание №1
Как
по назначению делится одежда?
(Ученики): бытовая, производственная, спортивная, форменная.(Слайд 3)
Давайте более подробно рассмотрим каждую группу.
К бытовой относится
повседневная торжественная, домашняя. (Слайд 4)
К производственной – спецодежда для выполнения различных работ (одежда медиков, продавцов,
строителей и т.д.). (Слайд 5)
К форменной – одежда военных, милиционеров, железнодорожников и т.д. (Слайд 6)
К спортивной – одежда для занятий спортом. (Слайд
6)
Какой предмет одежды вы увидели на всех картинках?
Фартук
Как вы считаете, фартук относится к какому виду одежды? (Слайд 7)
Он может
быть и частью бытовой одежды, и производственной одеждой, и элементом форменной
одежды, и дополнением
к национальному костюму(ребята приводят примеры).
Сейчас
мы с вами проведем тест (раздать тесты)
Учитель.
Давайте их проверим все одновременно, но
проверять будем тест соседа (взаимопроверка). Я диктую правильный ответ, а
вы проставляете баллы. За каждый правильный ответ один балл. Таким образом, все
получат оценку.
Мы знаем, что каждый предмет, каждая вещь имеет свою историю. Своя история есть и у фартука.
Хотите узнать историю фартука? (Слайд 8). Рассказывают ученики, которые самостоятельно дома нашли информацию.
Начинается она с Древнего Египта.
Фараоны и мужчины пользовались примитивной драпировкой,
которая прикреплялась спереди к поясу из узкой полоски кожи или сплетенных
тростниковые стеблей. Такой фартук носили только мужчины.
Затем фартук становится постоянной
принадлежностью рабочей одежды. Крестьянки, трактирщицы, поварихи и многие
другие женщины низкого сословия использовали его для защиты своей одежды. Шили
их из простых, доступных им тканей – льна, отбеленного полотна. Фартук носили
кузнецы, сапожники, повара, цеховые мастера.
Со временем фартук входит в моду среди
высших слоев населения.
Однако в наши дни на производстве вместо
фартука все чаще используют новую специальную одежду. Многие работники
предпочитают удобные и практичные халаты или комбинезоны.
Учитель. Долгое время передник был частью детского костюма. Девочек одевали как маленьких женщин: юбка, платье и фартук.
Фартук входит в состав многих национальных
костюмов, в том числе и русского.
Задание
Давайте
повторим:
Задание
Вызываются к доске 3 ученицы. Учитель: Вы пришли в магазин и решили выбрать себе фартук. Я продавец и хочу предложить вам примерить некоторые фартуки. Что мы видим? На одной девочке фартук сидит хорошо, другой он мал, а третьей – большой.
Что же здесь не так?
-Что мы должны знать, чтобы купить фартук и при этом не выглядеть смешно? – Да, размер.
Итак, чтобы одежда
была удобна и красива, надо шить ее по определенному размеру.
Задание
Учитель: Запишите в тетради слово «Размер». Разберите это слово по составу.
Напишите в тетради однокоренные слова к слову – размер.
Называем по очереди слова. Записываю эти
слова на доске.
Итак, корень «мер». Так, что же надо сделать, чтобы узнать размер? – Измерить.
Учитель показывает на плакат. - С какой геометрической фигурой мы можем сравнить фартук? – прямоугольник.
- Какие размеры нам нужно знать, чтобы построить прямоугольник? – длину и ширину.
А при изготовлении одежды существует такое понятие,
как мерки (Слайд 9 )
Они обозначаются О - обхват
С – полуобхват
Д – длина
Так как фартук имеет точку опоры на талии, то нам необходимо измерить От.
Самая широкая часть у фартука это обхват бедер, Об.
Длина фартука – Ди.
Помните, мы говорили, что фигура симметрична? Поэтому мы записываем Ст, Сб, Ди.
Для облегчения снятия мерок на фигуре человека условно устанавливают характерные для всех людей ориентирные точки тела человека и через них проводят условные линии.
Для того чтобы точно определить условные линии на фигуре,
представим себе озеро с гладкой поверхностью воды. Из воды на берег выходит
девочка. (Слайд 10 )
При подготовке к изготовлению выкройки фигуру измеряют по этим линиям.
Измерения проводят специальной сантиметровой лентой. (Слайд
11 )
Изобрел её в 1810 году французский портной.
Мы видим основные линии и точки на фигуре человека (Слайд 12, 13)
«Правила снятия мерок». Кто может их назвать? (Слайд 14 )
Записывают мерки в той
последовательности, в которой они снимались.
Физкультминутка. (Слайд 15)
Представьте себе, что вам нужно посетить ателье, и вы хотите сшить себе фартук. Как вы думаете, с людьми, каких профессий вам предстоит встретиться и какие события вам предстоят?
Предполагаемые ответы учащихся. В ателье работают люди разных профессий: швея, закройщик, приёмщик заказов. При оформлении заказа необходимо подобрать модель изделия и снять мерки с фигуры заказчика.
Практическую работу:
«Ателье» (Слайд 16)
Вводный инструктаж.
Работаем в парах. Один из вас будет заказчиком, а второй – закройщиком.
Получите инструкционную карту, куда вы запишите ваши результаты.
Вам необходимо снять мерки друг с друга и правильно записать их в картах.
Текущий инструктаж
1 обход –проверить, все ли учащиеся приступили к снятию мерок.
2 обход – проверить организацию рабочего места и соблюдение правил ТБ.
3, 4 обходы – с целью оказания помощи.
5 обход – с целью приема работы.
Критерии
оценки за выполнение задания
(Слайд 17)
Для закрепления изученного материала учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
Домашнее задание. (Слайд 18)
1. Учебник стр 96-97. Вопросы 3 и 4 на стр.106.
2. Снять мерки с мамы
3. Принести:
линейка закройщика, угольник, простой карандаш, ластик, тетрадь, учебник,
обои).
Рефлексия. Подведение итогов. (Слайд 19)
Заключительный
инструктаж.
Указать на положительные стороны при выполнении работы.
Анализ допущенных ошибок.
Выставление оценок за теоретические знания.
Выставить оценки за практическую работу.
Уборка рабочих мест.