Проектная деятельность учащихся в начальной школе.

Из опыта работы учителя

начальных классов МОУ

 «Толмачевская средняя школа»

Ожигиной М.В.

 

          В условиях перехода обучения на новые стандарты, именуемые ФГОС (Федеральные государственные общеобразовательные стандарты), на первый план выходит новый род деятельности – проект. Не все понимают – зачем и для чего усложнять и так достаточно непростую жизнь учеников и их родителей.

          Но у меня иная точка зрения. Я считаю, что проект – это интересный взаимообучающий процесс, в котором задействованы дети, родители и учитель. Учитель не только помогает ребятам, направляя их действия, но и сам узнает что-то новое о своих учениках, об их способностях и склонностях. Родители зачастую, помогая детям в отборе нужной информации или в оформлении конечного продукта, сами неожиданно для себя узнают что-то новое или получают возможность «посмотреть» на давно известные им вещи с другого ракурса.

          Ни в коем случае нельзя «подменять» понятие проекта на сообщение или реферат, при подготовке которых тоже дети ищут интересную информацию. Но мне представляется любой доклад, реферат или сообщение нечто плоским, однобоким. В то время как проект – это вид деятельности многогранный, объемный (не в смысле масштаба, а в смысле разносторонности).

          При подготовки проекта ребята, узнав тему (или выбрав ее самостоятельно) прежде всего ставят перед собой цель. А значит, они понимают – зачем они выполняют эту работу. Ставят перед собой задачи, а значит – понимают, как достичь этой цели и что должно получиться на выходе.

          Я в своей работе делю проектную деятельность на два вида: урочная и внеурочная. Внеурочная, в свою очередь, делится на два вида – кружковая и досуговая.

 

Итак, проектная деятельность на уроке.

 

          Большой выбор тем проектной деятельности конечно же на уроке литературного чтения. Здесь есть место и для индивидуальных проектов, и для групповых.

Например, в своем классе по теме «Сергей Козлов: сказочник и поэт» дети подготовили индивидуальные проекты дома, а на уроках прошла их защита. Они должны были выбрать ту творческую сторону автора, которая им показалась более яркой, близкой и интересной: С.Козлов как сказочник или как поэт. Защита проектов прошла на конкурсной основе. Победителями этого конкурса стали две девочки, которые проделали совместную работу. Они не только отметили необычные образы в стихах С.Козлова, не только оперировали литературными приемами во время защиты своего проекта (а ведь это только 3 класс), которые использовал автор, но и подготовили замечательную инсценировку стихотворения.

 

 

          Успех любого проекта на уроке зависит от обеспечения информационного и художественного материала и от фантазии учащихся. Так на уроке литературного чтения по теме «Устное народное творчество» ребятам было предложено разделиться на группы и подготовить проекты о пословицах, загадках и скороговорках. Весь материал ребята принесли, заранее договорившись, кто какой материал принесет. Как правило, один урок уходит на подготовку проекта, а второй – на его защиту.

          Ребята уже знают, что работа в команде подразумевает участие каждого в общем деле. И при защите проекта тоже очень важно дать слово каждому участнику группы. Именно от того, как организована работа в команде, и зависит успешность проекта.

 

 

 

          Когда эти ребята учились во втором классе, то на уроке технологии они подготовили проект на тему «Детская площадка». Эта робота носила конструктивный характер (моделирование из пластилина). Отличительная черта этого проекта заключалась в том, что одна из команд приняла решение подготовить проект в форме презентации в электронном виде.

И пусть данная работа выполнена на простейшем уровне, но все это ведет к освоению новых технологий в обучении и самообучении.

          Другой вид проектной деятельности - долгосрочный проект ( во внеурочное время). Эта работа строится исключительно на желании детей. По сути, взрослые (учитель, родители) являются лишь направляющими в этой деятельности. Но весь смысл заключается в том, что дети даже не догадываются, что они строят свою работу по намеченному учителем плану. Им кажется, что это они все придумали. Задача взрослых только подтолкнуть в нужном направлении мысли и фантазии учащихся. Но это невозможно без четкого плана в голове у учителя о роде деятельности ребят и о конечном результате проекта.

          Во втором классе мы подготовили проект «Наша школа», так как назрела необходимость повысить среди ребят чувство гордости и ответственности за свою родную школу, помочь им и их родителям разобраться в том, есть ли достоинства в том учебном учреждении, в котором они проходят обучение. Наш класс разделился на три группы: художники (рисовали школу в настоящем и будущем), журналисты (брали интервью у учащихся и учителей), фотографы (делали фоторепортажи о нашей школе). Инициативная группа в количестве четырех человек с удовольствием обработала весь материал и подготовила презентацию в качестве конечного продукта. Работа получилась успешной и была представлена на фестивале проектов в городе Луга.

          На сегодняшний день мы с ребятами снова активно работаем над проектом. На этот раз их очень заинтересовала тема выбора профессий. Это случилось после поездки в КидБург (город профессий). Они приехали воодушевленные, из фотографий сделали презентацию, написали сочинения о поездке. А теперь решили разобраться, что же именно их так заинтересовала в этой теме.

          Я уверена, что проектная деятельность, несомненно, сделает из этих детей любознательных, уверенных в себе, думающих старшеклассников, а в дальнейшем – образованных людей нашей страны.