Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Толмачевская средняя общеобразовательная школа»

Лужского муниципального района

Ленинградской области

 

 

 

Мониторинг здоровья как средство формирования здоровьесберегающего компонента развивающей образовательной среды

МОУ «Толмачевская средняя школа»

 

п. Толмачево

2011г.

 

 

 

Здоровье необходимо. Это базис счастья…

Добыть здоровье проще, чем счастье.

Природа милостива: она запрограммировала

организм с большим запасом прочности, и

нужно много стараний, чтобы этот запас свести

к нулю …

Если нельзя взрастить ребенка, чтобы он совсем

не болел то, во всяком случае, поддерживать у

него высокий уровень здоровья вполне возможно.

Н.М. Амосов


Процесс обучения в школе ни в коем случае не может строиться за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на его сохранение и устранение нарушений в состоянии здоровья детей, воспитание культуры здоровья.

 

Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или процесса.

Мониторинг здоровья – это процесс систематического непрерывного отслеживания здоровья ребенка.

Цель: создание системы непрерывного наблюдения, измерения и оценки со стояния здоровья участников образовательного процесса.

Задачи:

Мониторинг рассматривается как средство управления здоровьем. С помощью мониторинга мы можем указать недостатки нашей работы, а также сформулировать основные направления нашей деятельности. Он позволяет на основе сравнительных характеристик установить причинно- следственные связи различных педагогических действий и динамики состояния здоровья учащихся. Разработка и внедрение мониторинговых технологий – одно из обязательных условий создания благоприятной для развития учащихся среды со здоровьесберегающими функциями

Основными задачами нашего мониторинга является отслеживание эффективности работы Центра по сохранению здоровья учащихся в образовательном процессе, коррекция и определение ведущих направлений развития программы «Школа здоровья», координация медицинской и педагогической работы с целью обеспечения сохранности здоровья учащихся в учебном процессе и повышения качества образования в целом.

Мониторинг здоровья в нашей школе носит комплексный характер. В его разработке и проведении задействованы все участники образовательного процесса: учителя, учащиеся, специалисты-медики, родители.

Мониторинг мы проводим по следующим направлениям:

Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального здоровья. Ключевой задачей данного исследования явилось оценка морфофункциональных показателей (вес, рост, ЖЕЛ, АД, ЧСС, мышечная сила) и составление обобщённого паспорта соматического здоровья ребенка по технологии «Навигатор здоровья».

Информация о физическом состоянии ребенка собирается по определенным параметрам, необходимым школе для анализа динамики развития учащихся и влияния качества образовательного пространства на состояние их здоровья:

По результатам такой работы выявлены следующие заболевания:

Заболеваемость за учебный год – определяется по результатам анализа журнала посещений, которые ведут классные руководители, дежурный администратор и медицинская сестра школы. Учитывается количество дней, пропущенных по болезни. В конце каждой четверти классный руководитель проводит анализ и подсчитывает результаты. Завучи сводят результаты по итогам года, делают сравнительный анализ с прошлым учебным годом. Медицинская сестра в конце года делает анализ заболеваемости.

Зная картину здоровья каждого ученика, я могу планировать свою деятельность как учитель и классный руководитель. Систематическое использование оздоровительных технологий на уроках, переменах, во внеурочной деятельности (утренняя зарядка, физкультурные паузы на уроках, питьевой режим, смена положения ученика «стоя- сидя», смена видов деятельности на уроке, прогулки) способствует поддержанию здоровья, снижению утомляемости, повышению физической, интеллектуальной работоспособности.

Психологическое здоровье учащегося мы связываем с развитием индивидуально-психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации.

В задачи психологического мониторинга включены:

Организация и проведение мониторинга психологического здоровья учащихся ОУ по направлениям:

Такая диагностика проводится во всех классах начальной школы 2 раза в год (на входе и выходе). Помогает выявить учащихся, нуждающихся в психологическом сопровождении и коррекции.

 Для того, чтобы грамотно выстраивать отношения с учеником, необходимо иметь представление о социальном здоровье, а именно, хорошо знать его семью, его окружение, друзей.

Для составления целостной картины состояния здоровья учащихся в образовательном учреждении – имеет значение социальный паспорт учащегося, класса и школы. В социальный паспорт учащегося собраны сведения об учащемся и его семье (модель семьи, тип семейного воспитания, стиль семейного общения, круг общения, характеристика бытовых и материальных условий). На основании этой информации составляется паспорт класса, школы. Это позволяет проанализировать и оценить негативные и положительные стороны социальной среды, в которой формируется и развивается ребенок. Потенциал данного ресурса неоценим для формирования компетенций, определяющих социальную адаптацию учащихся вне стен образовательного учреждения.

Первое знакомство с ребенком учитель начинает:

 

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ

 Результаты работы за 4 года)

«Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения, существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза…»

1.    В школе создана здоровьесберегающая программа.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья обучающихся и педагогов, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.

Сроки реализации - 5 лет. Программа состоит из рекомендации по разработке и внедрению оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий и осуществлению мониторинга состояния здоровья учащихся.

2.    Здоровьесберегающая инфраструктура школы.

·       Типовое здание школы с водопроводом, центральным отоплением, канализацией. Соответствует нормам СанПиН.

·       Есть спортивный зал общей площадью, оборудованный необходимым инвентарем;

·       Оборудованная спортивная площадка.

·       Все школьники обеспечены, горячим питанием.

 

Мониторинг здоровья учащихся МОУ «Толмачевская средняя школа»

за 2009 - 2012 гг по классам

Таблица 1

Группы здоровья 2009/2010 уч.год

Класс

I

II

III

IV

V

1

8

20

1

-

-

2

9

16

5

-

-

3

10

11

2

-

-

4

4

21

7

-

-

5

12

18

9

-

-

6

9

14

6

-

-

7

14

15

5

-

-

8

6

25

10

-

-

9

5

7

6

-

-

10

9

11

5

-

-

11

9

6

6

-

-

итого

95

164

62

0

0

 

Таблица 2

Группы здоровья 2010/2011 уч.год

 

Класс

I

II

III

IV

V

1

12

20

-

-

-

2

9

20

1

-

-

3

11

13

4

-

-

4

8

13

5

-

-

5

6

16

6

-

1

6

14

13

10

-

-

7

7

16

8

-

-

8

14

14

4

-

-

9

8

18

14

-

-

10

1

7

3

-

-

11

2

7

9

-

-

итого

70

157

64

0

1

 

Таблица 3

Группы здоровья 2011/2012 уч.год

 

Класс

I

II

III

IV

V

1

14

9

3

-

1

2

7

24

1

-

-

3

9

17

3

-

-

4

10

12

7

-

-

5

5

16

4

-

1

6

5

15

8

-

-

7

10

24

5

-

-

8

8

22

8

-

-

9

11

18

3

-

-

10

2

8

4

-

-

11

3

3

3

-

-

итого

74

168

49

0

2

 

Таблица 4

Физкультурные группы 2009/2010 уч. Год

 

Класс

основная

подготовительная

специальная

1

26

3

-

2

25

5

-

3

21

-

2

4

28

1

3

5

32

7

-

6

27

2

-

7

28

5

1

8

34

3

3

9

16

2

-

10

24

1

-

11

20

-

1

итого

281

29

10

 

Таблица 5

Физкультурные группы 2010/2011 уч. Год

 

Класс

основная

подготовительная

специальная

1

31

1

-

2

29

1

-

3

22

6

-

4

25

1

-

5

25

1

3

6

34

2

1

7

29

2

-

8

30

1

1

9

34

4

2

10

9

1

1

11

17

1

-

итого

285

21

8

 

Таблица 6

Физкультурные группы 2011/2012 уч. Год

 

Класс

основная

подготовительная

специальная

1

19

4

2

2

33

1

-

3

25

4

-

4

22

7

-

5

22

3

-

6

26

2

-

7

35

4

-

8

37

1

-

9

30

2

-

10

12

1

1

11

8

1

-

итого

269

30

3

 

 

3.    Данные о состояния здоровья

Таблица 7

Группы здоровья

 

1 группа

2 группа

3 группа

5 группа

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

2009-2010

95

30

164

51

62

19

0

0

2010-2011

70

24

157

54

64

22

1

0,3

2011-2012

74

25

168

58

49

17

2

0,.7

 

Таблица 8

Данные о физическом развитии учащихся

 

 

Высокий уровень

Средний уровень

Выше среднего уровня

Ниже среднего уровня

%

%

%

%

2009-2010

33

55

-

12

 

2010-2011

35

45

10

10

 

Таблица 9

Структура заболеваемости:

 

Болезнь

2009-2010

2010-2011 год

%

Болезнь органов дыхания

35

30

Болезнь костно-мышечной системы

10

11

Болезнь глаз

13

6

Болезни органов пищеварения

13

12

Болезни эндокринной системы

7

5

Другие заболевания (кариес)

22

36

 

4.    Рациональная организация образовательного процесса и использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности:

·       все дети занимаются в одну смену;

·       для учащихся 1-4 классов пятидневная учебная неделя, для учащихся 5-11 классов шестидневная учебная неделя;

·       расписание занятий соответствует нормам СанПиН;

·       факультативы и кружки начинаются после паузы;

·       уроки начинаются в 8 часов 40 минут, продолжительность уроков 45 минут, продолжительность перемен 10 минут, а после второго и третьего урока 20 мин;

·       на каждом уроке с 1 по 11 класс проводятся физкультминутки (кратковременные занятия физическими упражнениями) как средство улучшения состояния здоровья, сохранения душевного спокойствия, устранения психической напряженности, снижения нервной усталости;

·       все учителя школы используют здоровьесберегающие, игровые, групповые технологии в учебной деятельности.

·       домашнее задание. Первый класс работает без домашних заданий. Администрация школы следит за нормой домашних заданий: 3-4 классы тратит на выполнение домашних заданий – 1,5 часа; 5-6 класс – 2,5 часа; 7-8 классы – 3 часа; 10-11 классы – 3,5 часа. Домашние задания даются с учетом способностей и знаний учащихся, т.е. дифференцированно в большинстве случаев. Нередко задания на дом носят творческий характер.

 

5.    Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе.

    • 3 часа физкультуры в каждом классе;
    • 3 раза в неделю по 2 часа 30 минут секции по ОФП;
    • 1 раз в четверть День здоровья;
    • недели здоровья по графику;
    • спортивные соревнования в соответствии с графиком;
    • участие в районных и областных соревнованиях.

6.    Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

o   в общешкольном плане внеурочной воспитательной работы есть раздел «Здоровье», который содержит мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, в частности месячник антинаркотической пропаганды;

o   в планы классных руководителей включены мероприятия по пропаганде здорового образа жизни, а именно о вреде для здоровья курения, употребления наркотиков и алкоголя;

o   воспитание в школе строится на гуманистических началах, на воспитании, прежде всего духовности в детях, любви к своему краю.

 

7.    организация системы работы с педагогами и родителями.

o   проводятся тематические педсоветы, направленные на просветительскую работу с педагогами, а именно: «Организация ситуации успеха на уроках», «Игра, как вид деятельности, направленной на развитие способностей к творчеству», «Первый опыт разноуровневого обучения: плюсы, минусы, проблемы и перспективы»/

o   на заседаниях ШМО затрагиваются такие вопросы, как «Совершенствование форм и методов работы со слабыми учащимися», «Активизация методов индивидуальной работы со школьниками», «Развитие критического и творческого мышления учащихся в условиях гуманизации образовательного процесса», «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания в начальных классах», «Гиподинамия у школьников», «Роль и объем домашнего задания в процессе обучения», «Профилактика переутомляемости школьников».

o   просветительская работа с родителями проводится на общешкольных и классных родительских собраниях и посредством родительского всеобуча.

o   на родительских собраниях рассматриваются следующие вопросы, а именно: «Учебный труд учащихся с позиций здоровьесбережения», «Укрепление здоровья, предупреждение утомляемости, нервных и других заболеваний».

o   родительский всеобуч был направлен на рассмотрение следующих вопросов, а именно: «Как обеспечить безопасное общение детей с компьютером», «Новая шкала трудности учебных предметов в современной школе», «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни», «Осторожно шум», «Школьный стресс: причины, последствия, профилактика», «Конфликты в школе – можно ли их избежать» и др.

8.    Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья.

o   Обследование детей, поступающих в школу. Выделение учащихся группы «Риска» и больных детей.

o   Мониторинг состояния здоровья учащихся от 1-го до 11 класса.

o   Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил

o   Создание банка данных об оздоровительных программах для учащихся.

o   Профилактические медицинские осмотры учащихся 1 раз в год.

o   Проведение профилактических прививок.

 

Оценка состояния здоровья детей

 

Состояние здоровья детей оценивается  по результатам профилактического осмотра и диспансеризации учащихся 1-11 классов.

Мониторинг здоровья использует методику расчёта индекса здоровья: соотношения числа детей 1 и 2 групп здоровья к общему числу учащихся. Сравнение индекса здоровья с 2009 по 2012 учебный год с данными трех предшествующих лет показало выраженную тенденцию к стабильности:

 

Учебный год

Индекс здоровья

2009-10

0,80

2010-11

0,78

2011-12

0,83

 

Диаграмма. Динамика по группам здоровья

Здровьесбережение является системообразующим фактором всех компонентов развивающей среды, а именно:

и только при детальном, серьёзном изучении здоровья, возможно, выстроить план формирования личности.

Такой полный анализ различных сторон здоровья учащегося позволяет выстраивать индивидуальную траекторию дальнейшей работы с конкретными учащимися, осуществлять индивидуальный подход, продумывать методы воспитательной работы и работы по сохранению здоровья ребенка с учетом всех его возможностей и склонностей

С 2008 года в нашей школе разрабатывается и внедряется система мониторинга здоровья учащихся. Многие школы говорят о здоровьесберегающих технологиях, но часто не имеют никаких статистических объективных данных об изменениях здоровья учащихся. В нашей школе ежегодно проводится оценка индекса физического здоровья учащихся. Индекс физического здоровья (ИФЗ) является обобщенным показателем физического развития и здоровья человека. Он интегрирует в себе оценку важнейших физиологических систем и физических качеств.  Для оценки используется строго определенный комплекс измерений и тестовых процедур. Тестирование проводится независимой лабораторией, в школу присылают распечатки по каждому учащемуся, которые вклеиваются в его медкарту.

 

При определении ИФЗ проводят следующие измерения:

 

Весо-ростовой коэффициент

Зрительно-двигательная реакция

Избыток(недостаток) веса

Гибкость позвоночника

Пульс (ЧСС) в покое

Координация движений

Способность к релаксации

Мышцы плечевого пояса

Систолическое давление

Мышцы брюшного пояса

Диастолическое давление

Общая работоспособность

Систолический выброс (в покое)

Потребление кислорода

Спирография

Систолический выброс (в нагрузке)

Устойчивость к гипоксии

Минутный объем кровообращения

Адаптивность ССС

Восстановление пульса

 

Шкала оценки от 0,1 до 6 баллов:

6: Идеальное физическое состояние организма и высокий уровень резервов здоровья.

5: Хорошее физическое состояние организма. Высокий уровень резервов здоровья и работоспособности.

4: Нормофункциональное состояние организма соответствует статистическим стандартам. При утомительной работе и отсутствии эффективной оздоровительно-тренирующей программы уровень резервов здоровья может в перспективе понизиться.

3: Плохое состояние организма, отсутствие выраженных резервов здоровья, выносливости и работоспособности. При пассивном жизненном стиле есть большая вероятность дальнейшего снижения психофизического потенциала организма и приближение к зоне предпатологии в ближайшие годы.

2: Очень плохое состояние организма, много факторов риска для дальнейшего ухудшения психофизического потенциала. Сниженный уровень работоспособности, подверженность переутомлению, плохая защищенность от негативных воздействий окружающей среды.

1: Критическое состояние организма, отсутствие адаптационных резервов, высокая угроза срыва регуляторных функций при стрессовых нагрузках и воздействиях окружающей среды (магнитные бури, перепады атмосферного давления, вирусные атаки)

Сравним показатели здоровья учащихся с 2008 года:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


При оценке влияния образовательной деятельности школы при переходе учащихся из класса в класс имеет смысл сравнение распределения по уровням здоровья на различных ступенях обучения. На диаграмме коричневый цвет отражает состояние здоровья учащихся начальной школы: 43% учащихся начальной школы имеют низкий уровень здоровья и 5% имеют очень плохое состояние здоровья. Это почти половина учащихся начальной школы. Тогда как в средней школе (зеленый цвет) таких учащихся составляет 39%, что на 9% меньше. В 10-11х классах это уже 24% учащихся со слабым здоровьем, что отличается на 24% от начальной ступени обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравним показатели здоровья учащихся  первых классов в 2008 году и 2012 году с целью сравнения уровня здоровья учащихся, начинающих обучение в нашей школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Количество учащихся, имеющих хороший уровень здоровья (выше 4 баллов)

 

 

 

 

 

 

Из диаграммы видно, что уровень здоровья составлял в 2008 году 47%, а в 2012 в первых класс пришло только 33% учащихся с хорошим уровнем здоровья. На 13% увеличилось количество учащихся со слабым здоровьем, и появились учащиеся с критическим состоянием здоровья – 3%.

По результатам собеседования с родителями и учителями школы ими отмечается несформированность многих необходимых навыков у учащихся первых классов:

 

слабая  концентрация  внимания, несформированность приемов самоконтроля.

20%

низкий  уровень  кратковременной памяти

19%

страдают  невнимательностью и рассеянностью.

17%

плохо  развито  логическое  мышление, низкий  уровень  развития  образного мышления.

15%

необходимо повторять задание несколько раз

18%

поднимают руку, а потом молчат при  ответе – не  воспринимают  себя  как  школьника, или  низкая самооценка, или  же трудности  в семье, внутреннее стрессовое  состояние.

10%

 

ВЫВОД: 1.Общие соотношения в показателях здоровья  за последние три года стабильны. 2. Количество учащихся с низким уровнем здоровья, поступивших в нашу школу, увеличился на 13%. 3. От ступени к ступени показатели здоровья улучшаются на 10-11%

Рассмотрим статистические данные по показателям индекса физического здоровья.

 

1-4,5-9 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Наибольшую тревогу вызывают отклонения в следующих показателях: пульс в

покое, весо-ростовой коэффициент, изменения систолического и диастолического давления, нарушение координации движений и, как следствие всего, снижение работоспособности.

Средняя частота сердечных сокращений (пульс) в покое у человека составляет 60-80 ударов в минуту. У людей малоподвижных и тех, кто не занимается мышечной деятельностью, частота сердечных сокращений (пульс) в покое может превышать 90-100 ударов в минуту, что является косвенным признаком слабого сердца.

Во время выполнения физической нагрузки частота сердечных сокращений (пульс) будет являться прямым показателем интенсивности выполняемой работы. Когда Вы начинаете выполнять упражнения, частота сердечных сокращений (пульс) быстро возрастает пропорционально интенсивности нагрузки. Для контроля выполняемой работы, обычно используют показатели пульса взятого в процентах от Вашего максимального значения. Максимальную частоту сердечных сокращений ориентировочно можно определить по формуле: 220 минус возраст. При занятиях спортом у каждого человека будут свои индивидуальные значения частоты сердечных сокращений (пульса), при которых выполняемая физическая нагрузка будет наиболее оптимальна и принесет наибольший положительный результат.

Вторым моментом, на который стоит обратить внимание при тренировке сердечно-сосудистой системы является ее продолжительность. Это время, которое тратится на тренировку. Тренировка сердечно-сосудистой системы без учета разминки и заминки должна длиться от 20 до 60 минут. Только такая продолжительность тренировок позволит значительно улучшить состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 
Все начинающие, особенно слабо подготовленные должны осторожно подходить к выбору продолжительности и интенсивности тренировок, т.е. тренироваться с низкой интенсивностью (60-70% от максимальной частоты сердечных сокращений) в течение 10-25 минут. По мере того, как физическая форма будет улучшаться, постепенно можете увеличивать продолжительность тренировки. 
Очень важно постепенно увеличивать именно продолжительность тренировки, прежде чем увеличивать ее интенсивность. Например, вы занимаетесь сами или со своим ребенком оздоровительной ходьбой, обратите внимание на то, что сначала вам следует увеличивать продолжительность тренировки, а уже потом увеличивать интенсивность ходьбы, увеличивая скорость или включая в свой маршрут холмистую местность. 
Систолическое АД – едва ли не единственный фактор риска, значение которого увеличивается с возрастом. Систолическое АД повышается в возрасте от 5 до 20 лет, стабилизируется до 40 лет, а затем вновь начинает возрастать. Диастолическое АД претерпевает иную возрастную динамику. Оно стабилизируется в возрасте 50-60 лет, а затем снижается. 
Уровень артериального давления современных детей и подростков в среднем на 10 – 20 мм рт.ст. выше, чем у их сверстников 30 и 10 лет тому назад. Сейчас уже очевидно, что верхней границей нормы артериального давления для школьников младших классов является уровень 110/60 мм рт.ст., а для 8 – 10 классов – 130 мм рт.ст. для систолического и 70 – 75 мм рт.ст. для диастолического давления. Умственные и эмоциональные перегрузки современных школьников в сочетании с малоподвижным образом жизни способствуют переходу физиологических временных повышений артериального давления в более стабильные нарушения регуляции сосудистого тонуса.
 Обучение в школе, являясь важным фактором в жизни детей, предъявляет немалые требования к организму ребенка. Общая учебная нагрузка слагается из нескольких компонентов. Главным из них является умственная нагрузка, воздействию которой подвергаются дети во время всего процесса обучения. Вспомним значительные нарушения координации в приведенном выше графике. Значительные умственные перегрузки влияют на нервную систему учащихся, могут явиться следствием различных неврозов, психика детей до  и во время переходного периода нестабильна.
Помимо этого в жизни школьников важную роль играет компонент статической нагрузки, обусловленной школьной гипокинезией. Известно, что умственный труд существенным образом изменяет состояние системы кровообращения. Таким образом, под влиянием учебной деятельности происходит комплекс изменений кровообращения. Наиболее напряженная адаптация сердечно-сосудистой системы к учебной деятельности наблюдается у учащихся 1 классов, а также у мальчиков 4 классов (по данным исследований Минздрава РФ).

Второе место после заболеваний опорно-двигательного аппарата занимают нарушения зрения. В нашей школе проводится скрининг-диагностика зрения учащихся с 1 по 9 класс. Данные поступают в общую базу данных по школам и передаются в поликлинику. Статистика отклонений зрения в нашей школе выглядит следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Здесь отмечаются отклонения даже незначительные. Основные типы отклонений следующие:

·         Острота зрения нарушена у 93% обследованных

·         Бинокулярное зрение нарушено у 16% обследованных. Отрицательно влияют: общие заболевания организма, психологические травмы, травмы головы. Бинокулярное зрение формируется к 7-15 годам.

·         Поле зрения нарушено у 28% обследованных. Это нарушение всегда является свидетельством патологии зрительного анализатора или нервной системы.

Отклонения в остроте зрения могут появляться при неправильном питании, нарушении режима, большой нагрузке для глаз (чтение «запоем», увлечение компьютерными играми).

Родителям и учащимся необходимо помнить:

·         Расстояние до экрана 70-80 см (расстояние вытянутой руки).

·         Спина прямая, ноги не скрещены, стоят на полу.

·         Локти руки и запястья находятся на одном уровне.

·         Непрерывная работа на компьютере 30 мин.

·         Через каждые 30 минут гимнастика для глаз, через каждые 1,5 часа гимнастика для рук и несколько упражнений для снятия напряжения.

·         Общая продолжительность работы за компьютером не больше 4 часов в день.

Рекомендуемые комплексы упражнений при работе на компьютере:

Физкультминутка общего воздействия.

1.Исходное положение – стойка ноги врозь, руки назад, руки в стороны вверх, встать на носки, расслабить плечи и руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2.Исходное положение – стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках, с поворотом туловища влево «удар» правой рукой вперед, исходное положение, повторить «удар» левой рукой. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.

3.Исходное положение – стойка ноги врозь, руки в стороны, руки не напрягать и выполнять восьмеркообразные движения прямыми руками в одну и другую сторону. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

4.Исходное положение – стойка ноги врозь, руки вверх, туловище и голову повернуть налево и руки вверх, руки в стороны и повторить тоже вправо.

Физкультминутка для глаз (можно выполнять любой набор упражнений всегда начиная с первого)

1.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы на счет1-4, раскрыть глаза, расслабив мышцы посмотреть вдаль на счет 5-10. Повторить 4-5 раз.

2.Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 5-10. Повторить 4-5 раз.

3.Не поворачивать голову. Зафиксировать глаза вправо на счет 1-4, затем влево, вправо, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4.Не поворачивая головы, делать медленные круговые движения глазами в одну и другую сторону. Повторить 4-5 раз.

5.Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4, потом перевести взор вдаль на счет 5-10. Повторить 4-5 раз.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1.Исходное положение – стойка ноги врозь, поднять плечи, опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2-3с, расслабить плечи, повторить 5-6 раз. Темп медленный.

2.Исходное положение – стойка ноги врозь, руки согнуты под грудью, пружинящие рывки руками назад, тоже прямыми руками. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3.Исходное положение – стойка ноги врозь, круги руками назад-вперед. Руки не напрягать, туловище не поворачивать. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4.Исходное положение – стойка ноги врозь, тыльные стороны кистей на поясе. Свести руки вперед локтями, голову наклонить, руки назад, голова назад и прогнуться. Повторить 6-8 раз. Руки опустить вниз и потрясти. Темп медленный. Повторить 4-6 раз.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.

1.Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе, махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, далее исходное положение и повторить другой рукой. Делать 4-6 раз в медленном темпе.

2.Исходное положение – стойка ноги врозь, хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад как можно выше, движение рук через стороны, хлопок в ладоши вперед на уровне головы. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.

3.Исходное положение – сидя на стуле, голову наклонить вправо, исходное положение, влево-исходное, повернуть налево –исходное, повернуть вправо – исходное. Темп средний. Повторить 4-6 раз.

4.Исходное положение – стоя или сидя, руки к плечам, кисти в кулаки, голову откинуть назад. Повернуть руки локтями кверху, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

 

Физкультминутка для снятии утомления с туловища и ног.

1.Исходное положение –  стойка ноги врозь. Руки скользят вдоль ноги вниз и сгибаясь вверх вдоль тела, туловище наклоняется влево вправо. Повторить 6 раз. Темп средний.

2.Исходное положение – стоя, руки в стороны. 1-2 приседания, колени вместе, руки за спину. Выпрямляя ноги, наклон вперед, руками коснуться пола. Принять исходное положение. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

3.Исходное положение – стоя ноги врозь, руки за голову. Резкие повороты нижней части туловища, при этом плечи и руки неподвижны. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

4.Исходное положение – стоя, шаг влево, руки к плечам, прогнуться. Исходное положение. Тоже в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

 

Несмотря на снижающийся уровень здоровья учащихся школа планомерно реализует свою образовательную программу по переходу от здоровьесберегающих к здоровьеформирующим технологиям. Индекс физического здоровья от ступени к ступени растет, общие показатели в целом по школе стабильны. В целях совершенствования системы физического воспитания и образования школьников необходимо разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии, опирающиеся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонически развитого ребенка. Постоянно идет работа по поиску новых технологий, направленных на сбережение здоровья учащихся.

Подход комплексной направленности воздействий на организм был предложен д.м.н. Базарным В.Ф. и реализован в программе - “Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах”, утверждённой Министерством здравоохранения РФ в 1989. Разработанная автором программа включает конкретные запатентованные технологии и технические средства, направленные на реорганизацию классического построения учебно-познавательного процесса. Основным принципом предложенных технологий является расширение двигательной активности на академическом уроке за счёт дидактических приёмов моделирования познавательной деятельности ученика с использованием: упражнений с сигнальными метками; упражнений с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий, сюжетно-образного экологического панно; приёма работы в режиме меняющихся зрительных горизонтов; импульсно-нажимного письма; смены рабочих поз и др. Построение учебного процесса с использованием предложенных технологий позволяет увеличить плотность двигательной активности на академическом уроке до 80-85%, и тем самым не только удовлетворить естественные потребности ребёнка в движениях, но и телесно-кинестетически совершенствоваться. К сожалению, школа не имеет возможности приобрести все необходимое оборудование для реализации этой технологии.

Другим интересным направлением (уже исследованным и дающим увеличение физического потенциала учащихся в среднем на 10-12%) является применение комплекса статических упражнений. Их много, но рекомендованный для школы комплекс выглядит следующим образом:

Комплекс статических упражнений

1) Тадасана

ИП. Встать прямо, пятки и носки вместе, руки опущены.

Техника: Выпрямить спину, развернуть грудь, слегка сближая лопатки, немного подтянуть живот. Голова должна быть едва заметно приподнята, чтобы расслабленные глаза смотрели чуть-чуть выше горизонтали. Распределить вес тела равномерно на обе ступни, чтобы и пятки, и носки были нагружены одинаково. Дыхание нормальное.

Эффект: Необходимо научиться правильно стоять, не сутулясь, равномерно распределяя вес тела на подошвы.

2) Вриксасана 1

ИП: Принять Тадасану. Техника: Поднять правую ногу, взять ее руками и прижать подошвой к внутренней поверхности левого бедра так, чтобы пятка оказалась поближе к паху, а носок обращен вниз. Стоять на левой ноге, стараясь, чтобы согнутая правая нога находилась в одной плоскости с туловищем. Соединить ладони рук перед грудью. Вдохнуть и поднять руки вверх, не разъединяя ладоней. Балансировать на одной ноге от нескольких секунд до одной минуты. Дышать глубоко. Опустить руки и возвратиться в Тадасану. Повторить позу такое же время на другой ноге.

Эффект: Поза тонизирует мускулы ног, развивает вестибулярный аппарат, успокаивает нервную систему.

3) Вриксасана 2

ИП: Принять Тадасану.

Техника: Развернуть ладони как можно больше наружу, сводя лопатки и отводя голову максимально назад. Стоять, поддерживая усилие мышц спины, шеи и плеч и обеспечивая наибольшее напряжение позвоночника. Дышать ровно, внимание на спину. Время пребывания в этой позе не ограничено.

Эффект: Это отличное упражнение от сутулости. Применяется также при остеохондрозе шейного позвоночника, но в запущенных случаях не следует очень сильно напрягать мышцы, лучше увеличить время выдержки и выполнять позу несколько раз в день.

4) Уттхита триконасана

ИП: Принять Тадасану.

Техника: Вдохнуть и прыжком расставить ноги и руки в стороны. Ноги должны быть на расстоянии в 2-2,5 раза шире плеч, руки вытянуты горизонтально. Повернуть правую ступню на 90 градусов вправо, а левую - немного направо. Выдохнуть и нагнуться вправо, держа ноги и руки прямыми. Стараться достать правой рукой пол снаружи правой ноги. По возможности опустить правую руку ладонью на пол. Левую руку держать вертикально вверх на одной линии с правой рукой. Ноги в коленях не сгибать, сознательно напрягая мышцы, особенно правой ноги. Если дотянуться рукой до пола не удается, то выполнять, как получается. Главное - не сгибать ноги. Смотреть на большой палец верхней руки. Руки, ноги и туловище должны быть в одной плоскости. Выдерживать позу до 1 минуты, дышать глубоко. На вдохе выпрямиться, выдыхая, развернуть ступни в другую сторону и повторить Тадасану с наклоном влево. Руки стараться все время держать на одной линии. На вдохе выпрямиться, развернуть нормально ступни, выдохнуть и прыжком возвратиться в Тадасану.

Эффект: В этой Тадасане растягиваются и укрепляются мышцы ног и спины, тонизируются органы живота, расширяется грудь. Исчезает скованность в ногах, спине и шее, уменьшаются боли в этих частях тела.

Еще одним направлением работы является применение в нашей начальной школе природосообразной модели обучения грамоте, разработанной Кушниром А.М.. Кушнир стремится спроектировать технологию обучения «исходя из человеческой природы». Свой подход он называет «психологической инженерией», когда исходной точкой проектирования учебной среды или учебных средств является психологическая природа ученика, а конечный продукт – технология обучения – обеспечивает кратчайший путь ученика к достижению цели. Методика Кушнира состоит в одновременном предъявлении звукового и графического образов текста. Обучаемый видит на экране текст, одновременно слышит его и следует за звучанием по тексту с помощью бегущей вдоль строки метки. Такой электронный тренажёр решает проблему чтения кардинально как в техническом, так и в мотивационном плане. Наша школа уже третий год работает по этой методике, через год будут подведены первые итоги по результатам окончания классов начальной школы. Открытые уроки были показаны на семинарах округа и вызвали большой интерес у преподавателей других школ округа.

Опыт показывает, что в молодости, когда человек полон сил и энергии, его отношение к собственному здоровью не имеет выраженной потребности к его сохранению и укреплению.

Однако с годами подобное желание появляется и возрастает.

Запоздалое  осознание ценности собственного здоровья продиктовано низким уровнем осведомленности человека о критериях оценки своего здоровья и методах его укрепления.

В нашей ОУ четыре года разрабатывается система мониторинга здоровья учащихся, проводится большая работа по информированию родителей, учащихся и учителей о состоянии здоровья наших учащихся. В дальнейшем школа будет проводить и мониторинги здоровья, и искать новые технологии обучения, которые позволят сохранить и приумножить здоровье нашего подрастающего поколения.

 

План дальнейшей работы:

 

1.     Продолжение контроля за состоянием здоровья учащихся.

2.     Проведение диагностики психоэмоционального состояния школьников,  

3.     Консультирование   родителей по проблеме сбережения здоровья детей.

4.     Проведение  индивидуальных бесед с родителями с целью нормализации режима  дня и уменьшению нагрузок  у детей в учебное и внеучебное время.

5.     Проведение классных часов, бесед  с учащимися по ЗОЖ по классам, по возрасту.

6.     Контроль за организацией уроков с учетом здоровьесберегающих требований.