Памятка в
помощь педагогу по организации самообразования
Возможная проблема |
Пути решения |
1. Не могу определиться с темой самообразования. |
¨
Выделите из многообразия проблем, вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений
за детьми, анализа работы и др., ту, которая является для
вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. ¨
Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую
значимость для повышения
образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно –
правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так
же статистические данные. |
2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в
правильном выборе. |
Подбор литературы ¨
Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о
замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. ¨
Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать,
исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения конкретной
выбранной литературы ¨
Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме. ¨
Включите современные взгляды на проблему. ¨
Используйте опыт работы других педагогов.
|
3. При работе с
методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал. |
¨
По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. ¨
Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд,
в собственной формулировке, используя
различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта;
обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное
для себя условными символами. ¨
Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. ¨
Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и
понятия. |
4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не
запоминается. |
¨
Составьте план или схему полученных при изучении материалов. ¨
Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических
действий. |
5. Получен обширный информационный материал («каша в голове»),
теряется значимость информации. |
¨
Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в
пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть
мне полезны в практической работе с детьми? |
Взаимосвязь
личностного и профессионального развития педагога
Параметры |
Личностное развитие |
Профессиональное
развитие |
Ценности |
Развитие
и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы
морально-этических принципов, детерминирующих деятельность. |
Развитие
и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы
морально-этических принципов, детерминирующих профессиональную деятельность. |
Цель |
Развитие
тенденции к самоактуализации и самореализации. |
Развитие
положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению своего
мастерства, самореализация. |
Я-концепция |
Развитие
и углубление адекватного и целостного представления о себе. Укрепление
позитивной Я-концепции. |
Адекватное
формирование Я-концепции учителя. Укрепление адекватной профессиональной
самооценки. Укрепление позитивной защищенности. |
Задачи
развития |
Активизирование
развития когнитивной сферы как способности к более абстрактному и обобщенному
пониманию и дифференциации, категоризации явлений окружающего мира. Рефлексия
собственной деятельности, личностного опыта. |
Корректировка,
совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов
деятельности на основе интериоризации новой информации. Рефлексия
профессиональной деятельности, педагогического опыта. |
Перспектива |
Определение
направлений и перспектив дальнейшего внутреннего роста. |
Прогнозирование
карьерного роста и «творение» собственной профессиональной биографии. |
Интериоризация
–
формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения
внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления
психических функций и развитие в целом.